Способ открытой разработки крутопадающих месторождений
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
1 Р (/
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1033741 (21) 3730096/22-03 (22) 18 ° 04.84 (46) 15.01.86. Бюл. У 2 (71) Днепропетровский ордена Трудоного Красного Знамени горный институт им.Артема (72) А,Ю.Дриженко (53) 622.271 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1033741, кл. Е 21 С 41/00, 1982. (54)(57) 1. СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРА-.
БОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ по авт.св. В 1033741, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения затрат на горно-строительные работы и транспортирование горной массы, на рабочих горизонтах карьера формируют прямые заезды путем сооружения внутренних групповых траншей в торцовых зонах карьера и на фронтальных бортах, причем первую групповую траншею сооружают в нерабочем торце карьера со сторо„.SU,» 1204720 А
151) 4 Е 21 С 41/00 ны висячего бока с выходом транспорт-. ных коммуникаций на соответствующий горизонт в группе, а следующую групповую траншею сооружают в противоположном направлении со стороны лежачего бока, при этом последущщ е групповые траншеи с нечетными номерамн сооружают со стороны висячего бока, а с четными — со стороны лежачего бока.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в местах пересечения групповых траншей с горизонтальными площадками верхних горизонтов устанавливают пустотелые блоки, а засыпают нх породой и устраивают на них транспортные коммуникации..
3. Способ по п.1 о т л и ч а юшийся тем, что при углублении С карьера нижние горизонты вскрывают путем последовательного наращивания каждой из групповых траншей, а leak съезд размещают на соответствующих фф отработанных фланговых бортах и в противоположном торце карьера.
12047
Изобретение относится .к горной 1 промышленности, может быть использовано при разработке глубоко залегающих месторождений полезных иско- паемых и является усовершенствованием известного способа открытой разработки крутопадающих месторождений, известного по авт.св. N - 1033741„
Цель изобретения — снижение затрат на горностроительные работы и транспортирование горной массы.
На фиг.1 изображен план транспортных коммуникаци"; на. фиг. 2карьер, поперечный разрез; на фиг."-. —. расположение транспортных коммуникаций на пересекаемых уступах; на фиг. 4 — схема формирования прямого заезда групповой траншеи; на фиг.5 ." разрез А-А на фиг.4 (групповая траншея на нижнем горизонте вскрытой группы уступа, поперечный разрез ).
На чертежах приняты следующие обозначения: крутопадающее месторождение 1 полезного ископаемого; лежачий 2 и висячий 3 бока залежи (фронтальные борта); проектные контуры 4 разработки на. земной поверх= ности; дно 5 карьера рабочие го- . ризонты 6;нерабочий торец 7 карьера; первая групповая траншея 8, содер- ЗО жащая 6-8 путей 9, которые .заводятся на каждый из горизонтов в обслуживаемой группе; вторая групповая траншея 10, третья групповая траншея 11, торец 12 карьера, в направлении которого ведется обработка;
:места 13 пересечения групповых траншей с-горизонтальными площадками; железобетонные пустотелые блоки 14; автодорога 15.
4О
Способ заключается в следующем.
Крутопадающее месторождение 1 с висячим 2 и лежачим 3 боками отра-батывается в проектных контурах 4 карьера с дном 5. Вскрытие рабочих горизонтов 6 производится последовательно друг за другом прямыми заездами с расположением железнодорожных путей 9 на внутренних групповых траншеях 8, 10 и 11 на постоянных, отстроенных в проектном положе:нии фронтальных бортах (2 и 3 ) с удалением каждой из предыдущих групповых траншей от начала заложения до точки пересечения с последующей на расстоянии
8„-а-К
2 где  — ширина карьера по поверхности, м;
a — расстояние от оси групповой траншеи до нижней бровки вскрытой группы уступов,м;
1 — радиус закругления железнодорожных путей, м; (, — руководящий подъем пути в групповой траншее, доли ед.: угол откоса нерабочего борта, град, Первую групповую траншею 8 формируют по нерабочему торцу карьера 7
1 со стороны висячего бока на глубину с выходом железнодорожного пути 9 на каждый соответствующий горизонт 6 в группе..
Вторую групповую траншею 10 формируют в противоположном направлении со стороны лежачего блока 3 на глубину (6,-< -R) i p
3 Р арф Ц, =В,-2Ь„с 5 где 6 - ширина торца карьера, м
{на уровне гориэонта1. Хретью групповую траншею формируют со стороны висячего бЬка 2 на глубину до (Ьз-А-Р ) р з е алоэ о3+д p р при Pç,= B„-2jh„+g ) 1, 1
rpe пз - ширина торца карьера на уровне горизонта, вскрытого с второй групповой траншеей.
При реконструкции транспортных коммуникаций действующих карьеров с целью применения прогрессивного транспортного оборудования без остановки добычных работ в местах 13 пересечения групповых траншей (8 и 10, 10 и 11) с горизонтальными площадками верхних горизонтов 6 устанавливают железобетонные пустотелые блоки 14, пересыпают их породой и укладывают на них железнодорожные пути 9. Для ремонтных и вспомогательных работ применяют автотранспорт, для которого предусматривают автодорогу 15.
При строительстве нового карьера одновременно с основным строительством по проектному контуру 4 формируют прямой заезд с первой групповой траншеей 8.
1204
При дальнейшем углеблении карье- 10 ра нижние горизонты 6 вскрывают пу720
4 тем последовательного наращивания каждой из групповых траншей,(8, 10 или 11) с размещением железнодорожных путей 9 на соответствукицих отработанных фланговых бортах и противоположном торце карьера. Нижние 1-2 горизонта отрабатываются с применением автотранспорта, который подается по автодороге 15, что сокращает затраты на вскрытие и подготовку нижних горизонтов.
Фиг. 5
1204720
Составитель Л.Завьялов
Редактор Т.Парфенова Техред М.Надь
Корректс р А. Об ру чар
Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4,Заказ 8500/30 Тираж 481
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5



