Лопастная машина
ЛОПАСТНАЯ МАШИНА, по авт. св. № 523994, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем снижения объемных потерь, шайба снабжена радиальными прорезями, проходящими через ее отверстия . (Л со со со ел Од
СОЮЗ СОВЕТОНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 523994 (21) 3748534/25-06 (22) 06.06.84 (46) 23.12.85. Бюл. №- 47 (72) И.К. Попов (53) 621. 515 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 383892, кл. F 04 D 29/04, 1971.
Авторское свидетельство СССР . № 523994, кл. F 01 D 3/00, 1974.
„,SU„„1199956 йП 4 F 01 D 3/00, F 04 D 29/04 (54) (57) ЛОПАСТНАЯ МАШИНА, по авт. св. № 523994, о т л и ч а ющ а я с.я тем, что, с целью повышения КПД путем снижения объемных потерь, шайба снабжена радиальными прорезями, проходящими через ее отверстия.
1199956
ВиРЯ
Фиг. Я
Составитель Л. Анисимова
Техред Т.Фанта Корректор А. Обручар
Редактор О. Головач
Заказ 7844/38 Тираж 496 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4
Изобретение относится к гидромашиностроению и является усовершенствованием лопастной машины по авт.св. Р 523994.
Цель изобретения — повышение КПД путем снижения объемных потерь.
На фиг. 1 изображена лопастная машина при работе на нерасчетном режиме, продольный разрез, на фиг.2 . вид А на фиг. 1.
Лопастная машина, например, центробежный насос имеет ротор 1, который содержит рабочее колесо 2 с разгрузочными отверстиями 3, выполненными в диске 4 колеса 2. На роторе 1 закреплена шайба 5 с отверстиями 6, установленная с воэможностью поворота вокруг оси для частичного или Полного совпадения отверстий 3 и 6 на диске 4 и шайбе 5 при подборе сечения. Рабочее колесо 2 соединено с ротором 1 через упругий элемент 7 с возможноотью поворота колеса 2 относительно шайбы 5 под действием рабочего крутящего момента, а шайба 5 снабжена радиальными прорезями 8, проходящими через ее отверстия 6.
Исходное взаимное положение отверстий 3 и 6 подбирается путем соответствующего закрепления шайбы
5 на роторе 1 с помощью винта 9.
При работе машины на нерасчетных режимах, характеризующихся малыми расхо5 дами, крутящими моментами и наличием неуравновешенной осевой силы, отверстия 3 и. 6 совмещаются полностью или частично в зависимости от режима работы машины. Это позволяет обеспечить необходимый перепуск среды из зоны высокого давления с внешней стороны диска 4 на вход машины и снизить осевое усилие на нерасчетных ,режимах.
При выходе машины на расчетный режим момент, действующий на колесо 2, возрастает, и колесо 2, преодолевая сопротивление упругого элемента 7, поворачивается относительно шайбы 5 так, что отверстия 3 перекрываются шайбой 5. Так как шайба снабжена радиальными прорезями 8, что снижает ее жесткость, каждая ее
25 часть прогибается в направлении к диску 4 под действием давления, развиваемого колесом 2, что устраняет перетечки через торцевой зазор между диском 4 и шайбой 5.

