Система защиты дизеля от попадания воды в цилиндры совместно с топливом
1. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДИЗЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ВОДЫ В ЦИЛИНДРЫ СОВМЕСТНО С ТОПЛИВОМ, содержащая датчик контроля наличия воды в топливе, размещенный на топливопроводе, и блок индикации, связанный с приво-. дом запорного устройства, установленного на топливопроводе, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности, система дополнительно содержит зарядочувствительный усилитель, ключевой элемент и мультивибратор, причем зарядочувствительный усилитель связан с блоком индикации и через ключевый элемент и мультивибратор подключен к датчику контроля наличия воды в топливе. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что датчик контроля наличия воды в топливе выполнен 5S в виде металлического кольца, а топ (Л ливопровод выполнен из изоляционного с материала.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1) 9) (! 1) (51)4 Р 02
:; .ЗНАЯ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОВСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВН6ЛЦВТИА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3697691/25-06 (22) 06.02.84 (46). 15. 12.85. Бюл. Ф 46 (71) Белорусская ордена Октябрьской
Революции и ордена Трудового Красно- . го Знамени сельскохозяйственная академия (72) А.Н .Карташевич и В.К.Кожушко (53) 629.12-84(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 943417, кл. Г 02 В 77100, 1980. (54)(57) 1. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДИЗЕЛЯ
ОТ ПОПАДАНИЯ ВОДЫ В ЦИЛИНДРЫ СОВМЕСТНО С ТОПЛИВОМ, содержащая датчик контроля наличия воды в топливе, размещенный на топливопроводе, и блок индикации, связанный с приво-, дом запорного устройства, установленного на топливопроводе, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности, система дополнительно содержит зарядочувствительный усилитель, ключевой элемент и мультивибратор, причем зарядочувствительный усилитель связан с блоком индикации и через ключевый элемент и мультивибратор подключен к датчику контроля наличия воды в топливе.
2. Система по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что датчик контроля наличия воды в топливе выполнен в виде металлического кольца, а топливопровод выполнен из изоляционного материала.
1 1
Изобретение относится к системам защиты дизеля.
Целью изобретения является повышение эффективности.
На фиг. 1 представлена схема системы питания дизеля топливом и блок-схема электрической части устройства; на фиг. 2 — вариант установки зарядочувствительного датчика.
Система питания содержит топливный бак 1, фильтр 2 грубой очистки, топливоподкачивающий насос 3, фильтр 4 тонкой очистки, топливный насос 5, форсунки 6, дроссель 7, перепускной клапан 8, топливопроводы 9.
Система также содержит запорное устройство с электромагнитным приводом (вентиль) 10 на входе топливоподкачивающего насоса 3. На топливопроводе после фильтра тонкой очистки установлен зарядочувствительный датчик 11.
На фиг. 2 представлен простейший вариант установки зарядочувствительного датчика. На пластмассовом топливопроводе 12 плотно установлено кольцо 13. При необходимости контроля скорости обводнения топлива (скорости накопления воды в топливе) зарядочувствительные датчики
14 и 15 устанавливаются после фильтра 2 грубой очистки и перед ним.
Блок-схема электрической части системы содержит зарядочувствительный усилитель 16, ключевой элемент
17, выполненный на транзисторах, мультивибратор 18, герконовое переключающее реле 19, блок индикации, йключающий в себя светоизлучающие диоды зеленого 20 и красного 21 цветов, усилитель 22 мощности в интегральном исполнении, нормально разомкнутое герконовое реле 23, электромагнитный вентиль 24, блок
25 питания (аккумулятор или генератор). Питание зарядочувствительного усилиталя 16, ключевого элемента
17 и мультивибратора 18 осуществляется от автономного источника. При установке зарядочувствительных датчиков 14 и l5 в схему включаются также зарядочувствительные усилители 26 и 27, ключевые элементы 28 и
29, герконовые переключающие реле
30 и 31 и на блоке индикации устанавливаются дополнительно по два светоизлучающего диода зеленого и
198233 2
5
t5
50 красного цветов. На выходе зарядочувствительного усилителя 16 устанав ливается интегрирующая ячейка 32 для преобразования скорости нарастания заряда на входе-выходе усилителя в напряжение, величина которого обратно пропорциональна содержанию воДы в топливе.
Система защиты работает следующим образом.
Скорость накопления зарядов на датчике (металлическое кольцо 13 прилегающий участок пластмассового топливопровода 12, находящийся под кольцом) зависит от проводимости жидкости, протекающей по топливопроводу 9 в месте закрепления датчика
11 (либо 14 и 15). При прохождении по топливопроводу чистого топлива на датчике 11 будет накапливаться электрический заряд, который фиксируется зарядочувствительным усилителем 16, Датчик 11 с определенной частотой, задаваемой мультивибратором 18, через ключевой элемент 17, замыкается с точкой нулевого потен-. циала, таким образом фиксируя скорость накопления заряда на датчике
11. Зарядочувствительный усилитель нагружен на герконовое переключающее реле 19, один из контактов которого подсоединен к зеленому светоизлучающему диоду 20, а второй к красному 21. При безопасности уровнесодержания воды в топливе или при ее отсутствии, т.е. когда скорость накопления зарядов лежит в заданных пределах, информация поступает на зеленый светодиод 20.
Скорость движения топлива в топливопроводах низкого давления определяется производительностью топливоподкачивающего насоса 3, в свою очередь, производительность топливоподкачивающего насоСа зависит только от частоты вращения коленчатого нала двигателя, которая для определенного двигателя лежит в строго заданных пределах. Скорость накопле- ния зарядов в зарядочувствительных датчиках 11, 14, 15 определяется двумя факторами: скоростью движения топлива (при увеличении скорости движения топлива скорость накопления зарядов увеличивается) и концентрацией воды в топливе (при увеличении концентрации воды в топливе скорость накопления зарядов уменьшается).
Предлагаемая система защиты является пороговой, т.е. срабатывающей .по минимальной частоте вращения ко" ленчатого вала двигателя и максимально допустимой концентрации воды в топливе, следовательно, система защиты, настроенная по этим признакам на порог срабатывания, обеспечивает надежную защиту от попадания воды ,при любых режимах работы двигателя (как при увеличении частоты вращеI ния, т.е. расхода, так и при увеличении концентрации воды в топливе).
При попадании в зону зарядочувствительного датчика 11 (или 14 и
15) мелкодисперсной воды электрические параметры потока меняются. Это приводит к снижению скорости накопления заряда на датчике, что индуцируется загоранием красного светоиэлучающего диода 21 на блоке индикации. Одновременно информация постунает к обмотке возбуждения элект" ромагнитного вентиля 24 через усилитель мощности 22 и нормально разомкнутое герконовое реле 23. Электромагнитный вентиль 24 перекрывает путь топлива к топливоподкачивающему насосу при достижении порогового уровня концентрации воды в топливе, Пороговый уровень устанавливается из соображений бездефектной работы топливного насоса и форсунок и задается коэффициентом усиления зарядочувствительных усилителей 16 и посто198233
4 янной времени интегрирующей ячейки
32. При установке зарядочувствительных датчиков 14 и 15 система работа-ет аналогично, и информация поступает на соответствующие зеленые или красные светодиоды, что позволяет судить о скорости накопления воды на различных участках топливопровода 9, т.е ° до фильтра грубой очист10 ки, после него и перед насосом. Это дает оператору дополнительную информацию о накоплении предельнодопустимого количества воды в топливном баке и в фильтре грубой очистки. д Система может также включать дополнительный электромагнитный вентиль для автоматического слива отстоя с фильтра 2 грубой очистки топлива и с бака 1, работающих по сигна2б лам зарядочувствительных датчиков
14 и 15.
Таким образом, данная система обеспечивает высокую надежность и хорошую чувствительность при защите дизеля от попадания воды в цилиндры.
Техническим преимуществом предлагаемого технического решения является исключение возможности попада- . ния сплошной и дисперсионкой воды, да-
З0 же на молекулярном уровне, в топливоподкачивающий и топливовпрыскивающий насос и, тем самым, повышение надежности и долговечности элементов топливной аппаратурыи дизеля в целом.
1198233
Составитель С.Березин
Редактор Л.Авраменко Техред З.Палий
Корректор В.Бутяга
Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 7702/34 Тираж 537
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 11(-35, Раушская наб., д. 4/5



