Сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра
Использование: изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки автомобильных ДВС. Сущность изобретения: сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра содержит датчик 1 температуры и датчик 2 числа оборотов ДВС, два пороговых устройства 3 и 4, логическое устройство 7 и сигнальный элемент 11. В устройство введены пороговый датчик 5 разности давления масла на входе и выходе масляного фильтра, сигнальный перепускной клапан 6, генераторы 8 и 9 импульсов различной частоты и логический элемент ИЛИ 10. Логическое устройство 7 состоит из стандартных логических элементов И 13-17 и инверторов 18-20. В сигнальное устройство может быть введен пороговый датчик 12 минимально допустимого давления в системе смазки двигателя. Сигнальное устройство позволяет заблаговременно информировать о необходимости замены фильтра, а также о работе двигателя в напряженных режимах, требующих повышенной пропускной способности фильтра. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки автомобильных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известно сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра по заявке Японии N 61-190106, кл. F 01 M 11/10, 1986. Устройство содержит электропроводящий перепускной клапан, размещенный в двигателе в линии подачи масла к фильтру, датчик температуры двигателя, сигнальный элемент и логическое устройство, которое дает команду о включении сигнального элемента с учетом температуры двигателя при открытии перепускного клапана, что указывает на необходимость замены фильтра. Устройство недостаточно эффективно, так как сигнал о необходимости замены фильтра вырабатывается при открытии перепускного клапана, который при этом пропускает неочищенное масло в систему смазки двигателя, что увеличивает его износ. Кроме того, сигнальный перепускной клапан открывается не только при загрязнении фильтрующего элемента фильтра, но и при достаточно чистом фильтрующем элементе, когда двигатель работает в режимах, требующих повышенной пропускной способности фильтра. К таким режимам относятся пуск двигателя при низкой температуре и работа двигателя на оборотах, близких к предельным. В этих режимах работы ДВС пропускная способность фильтрующего элемента не обеспечивает необходимое давление в системе смазки, поэтому сигнальный клапан открывается, и в систему смазки поступает дополнительное количество неочищенного масла, минуя фильтрующий элемент, что также увеличивает износ двигателя. Логическое устройство при низкой температуре ДВС не включает сигнальный элемент, хотя сигнальный клапан открыт, а в режиме ДВС на предельных оборотах сигнального клапана вызывает включение сигнального элемента, т.е. в этом режиме сигнальное устройство укажет на необходимость замены еще чистого фильтра, следовательно, устройство передает недостоверную информацию о состоянии фильтра. Наиболее близким к заявляемому сигнальному устройству является техническое решение по заявке ФРГ N 3519026, кл. F 01 M 11/10, 1986, которое содержит два датчика давления, один из которых установлен перед масляным фильтром, другой - после фильтра. Датчики преобразуют давление масла в электрические сигналы, которые подаются на вход дифференциального усилителя, подключенного к пороговому устройству. Известное сигнальное устройство содержит также электрические датчики температуры двигателя и числа его оборотов, подключенные к соответствующим пороговым устройствам. Выходы всех пороговых устройств подсоединены к входам логического устройства, которое вырабатывает сигнал, когда все пороговые устройства одновременно подают свои выходные сигналы. К выходу логического устройства подключен сигнальный элемент, который сигнализирует о загрязнении масла и необходимости замены фильтра. Данное сигнальное устройство обладает достаточной эффективностью при нормальном режиме работы двигателя, однако оно не информирует о работе двигателя в режимах, требующих повышенной пропускной способности масляного фильтра, при которых дополнительное количество неочищенного масла поступает в двигатель в обход фильтра. В основу заявляемого изобретения положена задача разработки высокоэффективного сигнального устройства для определения момента замены масляного фильтра, которое при этом обеспечивало бы информирование о работе двигателя в напряженном режиме, требующем повышенной пропускной способности фильтра, что позволило бы вовремя откорректировать режим работы двигателя и избегать попадания неочищенного масла в систему смазки. Решение поставленной задачи достигается тем, что в сигнальное устройство, содержащее датчик температуры и датчик числа оборотов двигателя внутреннего сгорания, одно логическое и два пороговых устройства и сигнальный элемент, причем каждый датчик соединен с входом соответствующего порогового устройства, согласно изобретению, введены пороговый датчик разности давления масла, сигнальный перепускной клапан, два генератора импульсов различной частоты и логический элемент ИЛИ. Соединения выполнены следующим образом: выход датчика разности давления подключен к третьему входу логического устройства, выход сигнального перепускного клапана соединен с четвертым входом логического устройства, выходы генераторов подключены к пятому и шестому входам логического элемента ИЛИ, к выходу которого подключен сигнальный элемент. Повышению эффективности сигнального устройства способствует введение порогового датчика минимально допустимого давления масла в систему смазки двигателя, при этом датчик подключен к одному из входов логического элемента ИЛИ. Конкретный пример выполнения заявляемого сигнального устройства поясняется чертежом, на котором представлена его функциональная схема. В соответствии с приведенной схемой сигнальное устройство содержит датчик 1 температуры (t) двигателя и датчик 2 числа его оборотов (n), которые подключены к входам пороговых устройств 3 и 4 соответственно, а также пороговый датчик 5 разности давления (



Формула изобретения
1. Сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра, содержащее датчик температуры и датчик числа оборотов автомобильного двигателя внутреннего сгорания, одно логическое и два пороговых устройства и сигнальный элемент, причем каждый датчик соединен с входом соответствующего порогового устройства, а выходы пороговых устройств соединены с первым и вторым входами логического устройства, отличающееся тем, что в него введены пороговый датчик разности давления масла на входе и выходе масляного фильтра, сигнальный перепускной клапан, два генератора импульсов различной частоты и логический элемент ИЛИ, при этом выход датчика разности давления подключен к третьему входу логического устройства, выход сигнального перепускного клапана соединен с четвертым входом логического устройства, выходы обоих генераторов соединены с пятым и шестым входами логического устройства, выходы логического устройства с входами логического элемента ИЛИ, к выходу которого подключен сигнальный элемент. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в него введен пороговый датчик минимально допустимого давления в системе смазки двигателя, подключенной к одному из входов логического элемента ИЛИ.РИСУНКИ
Рисунок 1