Наклонный поперечный судоподъемник
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Е 02 С 3/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
H !
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3816201/27-11 (22) 30.11,84 (46) 07.12,85. Бюл. У 45 (71) Ленинградское отделение Всесоюз- с ного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С. Я. Жука и Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени институт водного транспорта (72) M. А. Колосов и С.В. Ларионов (53) 626.52(088.8 ) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 199763, кл. Е 02 С 3/00, 1966. (54) (57 ) НАКЛОННЫЙ ПОПЕРЕЧНЫЙ СУДО»
ПОДЬЕИНИК, включающий наклонные рель совые пути с ус тано влен ной на них судовозной камерой и противове сом, полушлюзы в верхнем и нижнем бьефах, сопряженные с подходными каналами, проложенными на береговом склоне, отличающийся тем, что, с целью снижения капитальных затрат при обеспечении пропуска через судоподъемник судов и плотов в строительный период при частично заполненном водохранилище, а также при значительных по величине и быстрых сработках водохранилища в навигационный период, параллельно подходному каналу верхнего бьефа проложен по крайней мере один дополнительный подхадный канал, снабженный дополнительным полушлюзом, при этом дополнительный подходный канал и до» полнительный полушлюз расположены ступенчато относительно подходиого канала верхнего бьефа, а высота сту
„„ЯО„„И 96447 пени определяется разностью отметок уровней воды в водохранилище, причем дополнительный подходный канал и полушлюз смещены от подходного канала верхнего бьефа в сторону нижнего бьефа на расстояние, определяемое из соотношения где L — указанное расстояние смещения;
l1
Н вЂ” высота изменения уровня в водохранилище при значитель-. ф алых и быстрых сработках в навигационный период или при заполнении водохранилища
С: в строительный период;
0 — угол наклона судоводных путей судоподъемника; причем высота ступеней должна быть IaaL
Май
H )ii (B kcl H + bB) t g g 1 CO где Н - высота ступеней; © !
BkaH - ширина каждого из дополнительных подходных каналов, необходимая для судопро- 3 пуска при данном уровне
А воды в водохранилище;
4В - минимальная возможная ширина промежутка между смежными дополнительными под- а » ходными каналами или между основным подходным каналом верхнего бьефа и смежным ему дополнительным подход- ным каналом.
1196447
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к наклонным понеречным судоподъемникам.
Цель - снижение капитальных затрат при обеспечении пропус са через судо- 5 подъеииик судов и ппотов в строительный период при частично заполненном водохранилище, а также при значительных по величине и быстрых сработках водохранилища в навигационный период. 10
На фиг. 1 показан судоподъемник для варианта с устройством дополнитедьных подходных каналов в строитель ный период . при ступенчатом заполнении водохранилища с устройством пропанов 15 в грунтовой плотине, на фиг. 2 - поперечный разрез -A на фиг, 1; на фнг. 3 поперечный разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 судоподъемник для варианта с устройством дополнитель- 20 ных подходных каналов при значительных по величине и быстрых сработках водохранилища в навигационный период с устройством судоходных туннелей в теле бетонной плотины; на фиг. 5— поперечный разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - поперечный разрез Г-Г на фиг. 4.
Наклонный поперечный судоподъемник включает наклонные рельсовые пути 1 З0 с установленной на них судовозной камерой 2 и противовесом 3, полушлюэы 4 и 5 в верхнем и нижнем бьефе, сопряженные с верхним 6 и нижним 7 подходными каналами, проложенными на 35 береговои склоне. Параллельно верхнему подходноиу каналу 6 проложены дополнительные нодходные каналы 8 и 9, снабженные соответственно дополнительными полушлюэаии !О .и ll, при этом 40 дополнительные подходные каналы 8 и 9 и дополнительные полушлюэы 10 и 11 расположены ступенчато относительно верхнего подходного канала 6, а высота ступени определяется разностью 45 отметок уровней воды в.водохранилище
12. Дополнительные каналы 8 и 9 и полушлюэы 10 н 11 смещены от верхнего нодходного канала б к нижнему бьефу на расстояние, определяемое из соот- 50 ношения ь Н
) где Н - высота изменения уровня в во- 55 дохранипище 12 при значительных и быстрых сработках в навигационный период или при заполнении водохранилища 12 в строительный период;
oi - угол наклона судовозных путей
1 судоподъемника; причем высота ступеней, должна быть В кон + 1B) tg где Вкан - шиРина канала 8 или 9, необходимая,цля судопропуска при данном уровне воды в водохранилище 12;
dB — минимально возможная ширина промежутка между смежными каналами 8 и 9 или 6 и 8, Судовозная камера 2 перемещается при помощи каналов 13 и механизмов, размещенных в помещении привода 14.
Смежные каналы 6 и 8 или 8 и 9, расположенные ступенчато, разделены либо земляными дамбами 15 (фиг. 2) или в случае крутого берегового склона подпорными стенками 16 (фиг. 6 ).
Сопряжение с верхним бьефом в строительный период при частично заполненном водохранилище 12 может осуществляться через пропан 17 в корневой части земляной плотины 18 (фиг. 1 и 2) °
Сопряжение с верхним бьефом после окончания строительства в навигационФ ный период при значительных по величине и быстрых сработках водохранилища 12.àñóùåñòâëÿåòñí с помощью тун нелей 19 в теле, например, бетонной ппотины 18, (фиг. 4, 6 ), перекрываемых при заполнении водохранилища затвором 20.
Наклонный поперечный судоподъемник работает следующим образом.
Судно из нижнего бьефа по нижнему подходному каналу 7 входит в судовозную камеру. 2, сопряженную с бье— фом с помощью полушлюза 5. Камеру 2 с суднои перемещают по наклонным рельсовым путям 1 при помощи канатов
13 и механизмов перемещения, располо» женных в помещении привода 14. Противовес 3 уравновешивает судовозную камеру 2, резко снижая тяговые нагрузки. Камера 2 примыкает к полушлюзу 11, При этом уровень воды в . ней соответствует уровню воды в водо хранилище; 12 при минимальном его заполнении до промежуточного уровня в период строительства, например при этапном в течение нескольких лет наполнении водохранилища 12 либо при
11964 неготовности напорного фронта плотины,18 к заполнению водохранилища до эксплуатационных отметок в данный
rop, навигации.
Для этого в теле плотины 18 остав ляют проран 17 для сопряжения канала
9 с водохранилищем 12. При наполнении водохранилища 12 до более высоких промежуточных отметок проран 17 уменьшают, засыпая какал 9, и работа >0 ют с помощью вышележащего канала 8 до тех пор, пока не появляется возможность эксплуатировать постоянный верховой канал 6 при полностью построенной плотине 1 8. 15
Выход судна из судовозной камеры
2 в верхний бьеф осуществляют соответственно через полушлюзы ll и 10 . или 4; каналы 9, 8 или 6 и проран 17 gp в корневой части плотины 18 или(при постоянной эксплуатации )через судо- ходное отверстие 21 в гребне плоти47 4 ны 18 (над которым для пропуска автотранспорта по гребню выполнен автодорожный мост), и далее в водохранилище.
Для ремонта, канала 6 в межнавигационный период,и его-осмотра предусматривается ремонтное заграждение, В случае значительных по величине и быстрых сработках водохранилища 12 при постоянной эксплуатации в навигационный период, например при предпаводковой сработке, в теле плотины
18 устраивают судоходные туннели 191 перекрываемые. затвором 20 при последующем наполнении водохранилища 12.
Судоходство в пределах каждого уровня в верхнем бьефе, на который рассчитываются каналы 9, З.и 6, может осуществляться при небольших колебаниях уровня в пределах 2-3 м, которое компенсирустся расширением входного отверстия полушлюзов 4, 10 и 11. юг. 1
1196447!
Puz. u
1196447
Составитель Г. Луценко
Редактор А. Шандор Техред С.Имгунова . Корректор М. Деичнк
Заказ 7535/27 . Тираж 648: . . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР. о делам изобретений и открытий
113035, Москва,. Ж35,. Раушская наб., д. 4!5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Нроектная, 4




