Двигатель внутреннего сгорания с устройством для выборочного отключения части цилиндров
ДВИГАТЕЛБ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ БОРОЧНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЧАСТИ ЦИЛИНДРОВ , содержащий коленчатые валы, распределительные валы, соединительные шестерни и муфты для выборочного отключения части цилиндров, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, он снабжен дополнительным валом с соединительными шестернями находящимися в зацеплении с шестернями коленчатых валов, и фрикционными муфтами, блокирующими дополнительный вал с распределительными валами. (Л СП о tc ;о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D4F02 D 1702
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3764699/25-06 (22) 13.07.84 (46) 30.1185. Бюл. № 44 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) О. В. Конанков и P. Я. Пармон (53) 621.436 —.545 (088.8) (56) Заявка ФРГ № 3005343, кл. F 02 D 17/02, 1980. (54) (57) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ С УСТРОЛСТВОМ ДЛЯ ВЬ1„„SU„„1195029 A
БОРОЧНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЧАСТИ ЦИЛИНДРОВ, содержащий коленчатые валы, распределительные валы, соединительные шестерни и муфты для выборочного отключения части цилиндров, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, он снабжен дополнительным валом с соединительными шестернями находящимися в зацеплении с шестернями коленчатых валов, и фрикционными муфтами, блокирующими дополнительный вал с распределительными валами.
1195029
Составитель В. Ищенко
Техред И. Верес Корректор Т. Колб
Тираж 537 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Дылын
Заказ 7395/37
Изобретение относится к автоматическому регулированию двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — уменьшение конструктивных габаритов, а также уменьшение степени неравномерности работы двигателя и обеспечение взаимозаменяемости валов.
На чертеже приведена конструктивная схема двигателя внутреннего сгорания.
Двигатель содержит коленчатый вал 1 первой секции, коленчатый вал 2 второй секции. К коленчатым валам 1 и 2 жестко крепятся соединительные шестерни 3 и 4.
Опорой носка коленвала 2 является подшипник 5, запрессованный в шестерню 3. От шестерни 3 приводится распредвал 6 первой секции, а от шестерни 4 — распредвал 7 второй секции. В картере двигателя параллельно оси коленвала расположен дополнительный вал 8, на котором жестко закреплены фрикционные муфты 9 и 10 соответственно первой и второй секций, соединительные шестерни 11 и 12. Шестерня 11 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3 первой секции, а шестерня 12 — с шестерней
4 второй секции. Коленчатые валы 1 и 2 взаимозаменяемы. Взаимозаменяемы и распредвалы 6 и 7. На дополнительном валу 8 крепится маховик 13.
Двигатель работает следующим образом.
В момент запуска фрикционная муфта 9 отключена, тогда шестерня 11 разблокирована. Фрикционная муфта 10 включена и блокирует шестерню 12, т.е. дополнительный вал 8 и шестерня 2 врашаются как единое целое. Следовательно, вращая стартером через маховик 13, дополнительный вал 8 приводит в движение только поршни второй секции. Вследствие этого снижается момент сил трения, и для запуска предлагаемого двигателя требуется меньшая мощность стартера, а также ожидается уменьшение износа цилиндрово-поршневой группы. После прогрева второй секции запускается первая секция путем включения фрикционной муфты 9. Так как первая секция запускается в более благоприятном температурном режиме, износ ее цилиндрово-поршневой группы при запуске будет меньше, чем второй секции. Для обеспечения, равномерного износа цилиндрово-поршневых групп секций необходимо чередовать порядок запуска секций.
На холостом ходу и частичных нагрузках работает одна из секций. Поршни отключенной секции остаются неподвижными.
15 Поэтому на данных режимах работы двигателя повышается его механический КПД, а следовательно, повышается и эффективный
КПД, что определяет снижение удельного расхода топлива.
На номинальном режиме включаются
2О фрикционные муфты 9 и 10 и работают обе секции; С дополнительного вала 8 снимается мощность, равная сумме мощностей первой и второй секций. Привод фрикционных муфт 9 и 10 гидравлический, управляет25 ся микропроцессором в зависимости от нагрузочного режима двигателя.
Так как при отключении одной из секций уменьшается число работающих цилиндров, необходимо увеличить момент инерции маховика 13 с целью сохранения прежЗо ней величины степени неравномерности работы двигателя. Поэтому массы (моменты инерции) шестерен 11 и 12 выбираются из расчета для конкретного двигателя.
Предложенный двигатель позволит обеспечить выборочное отключение части цилиндров при незначительном увеличении длины двигателя.

