Способ определения эффективности фрикционных средств стопорения резьбовых соединений по опытному критерию петрова е.н.
Способ определения эффективности фрикционных средств стопорения резьбовых соединений по опытному кри терию, включающий операции затяжки резьбовых соединений с замером момента затяжки и осевого усилия, а также воздействия на отвинчивание, о т л и- У irrf/ Ыт.г чающийся тем, что, с целью зшрощения и ускорения испытаний, указанные операции проводят как для. застопоренного , так и для контрольного, без стопора, резьбовых соединений ;, при условии равенства осевого уси- . ЛИЯ в них, а воздействие на отвинчивание для обоих соединений осуществляют приложением к резьбовым элементам крутящего момента с замером момента страгивания, при этом в качестве опытного критерия используют коэффициент эффективности, оп- . .ределяемый соотношением i Мзаг 1 М стр2 К м м ЗМТ 2 (Л crpl где Мзат 1. и значения моментов затяжки застопоренного и контрольного со единений; Метр 1 и м CTpi значения моментов страгиваиия со застопоренного и контрольного Oi соединений. OQ СП / .t tiTTI
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
i3( (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с sam l
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2985597/25-27 (22) 05.09.80 (46) 15.11.85.Бюл. 11- 42 (72) Е.Н,Петров (53) 621.882(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 637627, кл. G 01 Н 3/08, 1977.
Юнкер Г., Стрелов Д. Исследование механики самоотвинчивания и целесообразная фиксация резьбовых соединений. -Draht Welt,ËÄÍÒÏ, НТБ, перевод № 70/!83201,.1966, Bd.52, №- 2, с.103-114, №.3, с.175-182, № 5, с.317 335. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРИКЦИОННЫХ СРЕДСТВ СТОПОРЕНИЯ
РЕЗЬБОВЫХ, СОЕДИНЕНИЙ ПО -ОПЫТНОМУ КРИ"
ТЕРИЮ ПЕТРОВА Е.Н. (57) Способ определения эффективнос. ти фрикционных средств стопорения резьбовых соединений по опытному критерию, включающий операции затяжки резьбовых соединений с замером момен. та затяжки и осевого усилия, а также воздействия на отвинчивание, о т л и„„SU„„1191635 А (5!)4 F 16 В 39/00 G 01 М 13/00 ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения и ускорения испытаний, указанные операции проводят как для. застопоренного, так и для контрольного, I без стопора, резьбовых соединений ", при условии равенства осевого усилия в них, а воздействие на отвинчивание для обоих соединений.осуществляют приложением к резьбовым элементам крутящегб момента с замером момента страгивания, при этом в качестве опытного критерия используют коэффициент эффективности, оп.ределяемый соотношением
Maar Mcr 2
11 зит 2, 11стр1 где М „ „ и -l » — значения моментов затяжки застопоренного и контрольного соединений;
М р s и И стр2 значения моментов страгивания застопоренного и контрольного соединений.
1191635
Изобретение относится к способам испытания и контроля надежности работы резьбовых соединений, в частности к способам проверки эффективности средств стопорения резьбовых сое- 5 динений, в которых используются дополнительные силы трения в резьбовой паре, например, самоконтрящиеся резьбовые соединения,,использующие изменения профиля резьбы, деформацию резьбовых деталей, стопорящие порошки и клеевые составы, анаэробные уплотняющие композиции, пружинные и звездчатые шайбы и т.п.
Цель изобретения — упрощение и ус- 15
1 корение испытаний.
На фиг. 1 показаны фланцевые сое" динения, слева — контрольный (без стопора), справа — со стопором к обоим резьбовым элементам соединений приложены соответствующие крутящие моменты затяжки М> „„и M затq при ус ловии равенства усилий затяжки P
= Р ., на фиг. 2 — то же,к резьбовым элементам приложены крутящие мо- 25 менты на отвинчивание М,. „и Мс,р2(Мс,— момент страгивания ); на фиг. 3 — графики зависимости М р от M „ при равенстве осевых усилий затяжки для различных коэффициентов эффективнос- ЗО ти стопорения (К ).
Для определения эффективности фрикционных средств стопорения с учетом сопротивления стопорящего средства при затяжке стопорный элемент l 35 (фиг.1 ) устанавливают на реэьбовом элементе (болте )2, скрепляющем фланцы 3 и 4. При этом собирают аналогичное контрольное соединение без стопорного элемента. Оба (контроль- 4р ное и застопоренное ) соединения затягивают и замеряют при этом моменты затяжки Ии, „(для застопоренного соединения ) и М3а (для контрольного соединения ) при соблюдении условия равенства осевых сил затяжки Р „
=Рз„ в обоих соединениях. Осевое усилие затяжки контролируется, например, микрометрической скобой. 3атем к контрольному и застопоренному соединениям прикладывают крутящий момент М„ на отвинчивание с заме,ром момента страгивания М „(для за- стопоренного соединения )и М р (для контрольного соединения ). Замсеры . моментов затяжки и страгивания осуществляют я, например, с помощью динамометрического ключа.
По результатам замеров моментов затяжки и моментов страгивания эффективность .средств стопорения количественно оценивается по коэффициенту эффективности, определяемому следующим соотношением
M т q Мстр2
Зат g стр1
По полученным значениям коэффициента оценивается эффективность средств стопорения следующим образом.
При О (К (1 — стопорение хорошее, удовлетворяющее высоким технико-экономическим показателям, так как МЗ„„О а И,р с (Икр3Ч и с р1
)И р 2 . Это наиболее эффективный случай стопоренил. При К = I — стопорение удовлетворительное, т.е. во сколько раз момент затяжки застопоренного соединения больше момента затяжки контрольного (без стопора ) соединения, во столько же раз его момент страгивания М, р„ больше момента страгивания
М 2.Такое стопорение является менее предпочтительным.
При К ) 1 — стопорение неэффективное, так как Истр <М« 2>«> т, )М „<. Поэтому средства стопорения, отвечающие этому условию, из новых разработок необходимо исключить, так как такой стопор мешает завинчиванию и способствует самротвинчиванию.
Эти выводы наглядно иллюстрируются на фиг.3, откуда видно, что при различных значениях коэффициента. К в зависимости от величины зат зо тs М 3aт2 может существенно изменяться и приращение стопорного момента
<- стр Мстр1 И стр 2
Указанное справедливо при следующих граничных условиях:
И,.р1Л -6 (Мкр3
И sa q,2 i ЕИ уР7
Эти условия связаны с конкретной прочностью элементов резьбового соединения, которая в данном случае оценивается значением допустимого крутящего момента (И„р).
11 1Ь35
Остр. 1 фиг. 2 (М кф
Икр
Ионент затяжки Мял. < L Ð Ъ фи8. У
Составитель Ю. Доможилов
Техред О.Неце Корректор Е.Сирохман
Редактор С.Лисина
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 7138/32 Тираж Bll Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


