Вращательная силовая коробка передач
ВРАЩАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи, ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами , две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, отличающаяся, тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач, последняя снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введёнными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна из которых жестко закреплена на одном О) промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТ,Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАЮ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3493799/27-11 (22) 17.09.82 (31) 8128374 (32) 19.09.81 (33) GB (46) 30.10.85. Бюл. Р 40 (71) Аутомотив Продактс, ПЛС (GB). (72) Аластэр Джон Янг (GB) (53) 629.113-585.1(088.8) (56) 1. Патент Великобритании
У 795260, кл. 80(2)D, 1958 (прототип), (54) (57) ВРАПУ ТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ KOPOBКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи. ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами, две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен; шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач, последняя снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введенными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна I из которых жестко закреплена на одном промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.
1189330. Изобретение относится к вращательным коробкам передач с двойной муфтой, а именно к коробкам передач, имеющим зубчатые передачи, причем каждая представляет одну из группы, обес- печивающей серию повьппающихся отношеíсп1 скоростей и две независимо действующие муфты, обеспечивающие пооче-. редные пути привода через зубчатые передачи между общим входом и общим 10 выходом, причем зубчатые передачи поочередных отношений в группе приводятся соответственно через одну и другую муфту.
Известна вращательная силовая коробка передач, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным ваном и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы щ с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи ведомых шестерен с соответствующими промежуточными валами,,цве фрикционные муфты,.установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен, шестерни промежуточных валов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями (1(.
Недостатком такой конструкции коробки передач является невозможность получения большого диапазона передаточных отношений.
Цель изобретения — расширение З5 кинематического диапазона при сохранении габаритов коробки передач.
Поставленная цель достигается тем, что вращательная силовая коробка передач, содержащая входной вал с ведущими шестернями, связанные постоянным зацеплением с выходным валом и расположенные параллельно ему и входному валу промежуточные валы с ведомыми шестернями и зубчатыми муфтами для связи ведомых шес терен с соответствующими промежуточными валами, две фрикционные муфты, установленные на входном валу для связи с ним соответствующих ведущих шестерен, шестерни промежуточных ванов введены в постоянное зацепление с соответствующими ведущими шестернями, снабжена свободно установленной на входном валу дополнительной шестерней и введенными с ней в постоянное зацепление по крайней мере двумя дополнительными ведомыми шестернями, одна из которых жестко закреплена на одном промежуточном валу, а другая связана с другим промежуточным валом посредством зубчатой муфты.
На фиг. 1 представлена схема коробки передач с одним из промежуточных валов, расположенным в другой плоскости, аксиальный разрез; на фиг. 2 — коробки передач, определенные зубчатые колеса, вид спереди.
На фиг. 1 изображена коробка передач, имеющая три главных вала, лежащих в одной и той же плоскости.
Как показано на фиг. 2, один из валов может быть расположен вне плоскости двух других.
Входной вращающий момент прикладывается к коробке передач от двигателя непосредственно либо через соединение на текучей среде, например гидравлический преобразователь вращающего момента. Соединение может включать запирающую муфту, сцепляемую для непосредственного соединения входа и выхода.
Коробка передач предназначена для автоматической работы.
На фиг. 1 и 2 изображен входной вал 1 от двигателя, соединяемый через муфту 2 либо через муфту 3 и передачи из зубчатых колес с выходными валами 4 и 5, имеющими соответствующие выходные зубчатые колеса
6 и 7. Последние находятся в зацеплении с зубчатым колесом 8 выходного вала 9, который может составлять часть узла дифференциальной шестерни для передачи приводного вращающего момента к колесам транспортного средства. Колесо 6 свободно установлено на валу 4, а колесо 7 вращается с валом 5.
Муфта 2 предпочтительно представляет обычную муфту с одной сухой пластиной, имеющую маховик 10, ведомую пластину 11, прижимную пластину
12, крышку 13 и пружины 14. Расцепляющий подшипник 15 приводится в действие так, чтобы разгружать нагрузку пружины и таким образом расцеплять ведомую пластину 11.
Приводной вал 16, закрепленный для вращения с маховиком 10, проходит через группу зубчатых передач к противоположной стороне коробки передач для привода другой муфты.
189330 4
Муфта 3 представляет муфту с влажной пластиной, имеющую элемент привода 17, прижимную пластину 18 и ведомую пластину 19. Поршень 20, размещенный в элементе привода 17 снабжается под давлением текучей средой через канал 21 в концевой крышке коробки передач 22.
В поршне 20 расположен клапан разгрузки давления. Для каждой ведомой .пластины 11 и 19 муфты входные зубчатые колеса укреплены на ведущем валу 16. Каждое зубчатое колесо 23 и 24 ведет два зубчатых колеса 25, 26 и 27, 28 соответственно, установленных на выходных валах 4, 5. .Промежуточная зубчатая передача между.вьгходными,валами содержит зубчатое колесо 29, установленное на валу 5, промежуточную шестерню 30,,установленную на ведущем валу 16 посредине между входными шестернями .
23, 24 и колесом.31, установленным для вращения с валом 4.
Промежуточная шестерня 30 имеет соответствующий профиль для зацепле- ния с каждым из колес 29, 31, чтобы обеспечить одинаковое растяжение отношений передач.
Коробка передач работает следующим образом.
Обе муфты 2, 3.и узлы синхронизаторов 32-37 расцеплены. Чтобы ввести; в зацепление первую передачу, в за-. цепление вводятся узлы синхрониза- торов 36 и 33. Плавно вводится в зацепление муфта 2 для передачи при.вода от входного вала 1 через зубчатые колеса 23, 26, 31, 30, 29 . выходному валу 5 и, следовательно,через шестерню 7 дифференциальной шестерне 8.
Зубчатое колесо 6 приводится дифференциальной шестерней 8 все время, но оно свободно вращается относительно выходного вала 4 за счет свободной посадки на.нем.
Путем введения в зацепление узла синхронизатора 37 может быть предварительно выбрана вторая передача., ведомая пластина 19 муфты 3 приводится вхолостую выходным валом 4 через зубчатую передачу 28, 24.
Чтобы произвести переключение передачи первой на вторую, одновременно с выведением из зацепления муфты 2 в зацепление вводится муфта 3. Привод осуществляется через зубчатую привод передается от муфты 3 к муфте 2.
Переключение на шестую передачу . осуществляется, как указано, после предварительного выбора зацепления узла- синхронизатора 37,.
Переключение коробки передач на нижние передачи выполняется таким же образом путем предварительного выбора следующей поочередной зубчатой передачи в группе, за которым следует переключение привода со сцепленной до этого муфты к пасцепленной до этого муфте.
Предохранительный клапан 38 должен предотвращать разрастание давления текучей среды за поршнем
55 20 .вследствие центробежных сил.
Размары шарика и отверстия клапана тщательно выбираются так, чтобы гарантировать, что подача давления передачу 24, 28, 31, 30, 29, а ведомая пластина муфты 2 через передачу 26, 23 приводится вхолостую.
Узел синхронизатора 36 может оставаться в зацеплении в ожидании переключения, передачи обратно на первую либо может быть расцеплен в подготовке к переключению на., третью передачу. !
О Третья передача может быть выбрана предварительно путем введения в зацепление узла синхронизатора 34,: вхолостую приводящего ведомую пластину 1 через зубчатую передачу
25, 23.
Переключение с второй передачи на третью осуществляется таким жеобразом, как и предыдущее переключение путем одновременного расцепления муфты 3 и введения в зацепление муфты 2, причем узлы синхронизаторов 37 и 33 затем.расцепляются в подготовке к дальнейшему переключению на более высокую передачу, 5 если необходимо.
Чтобы предварительно выбрать .четвертую передачу, вводится в зацепление узел синхронизатора 35, причем переключение передачи осуществляется изменением привода с муфты
2 на муфту 3, а узел синхронизатора
34 в дальнейшем расцепляется.
Для пятой передачи вводятся в зацепление синхронизаторы 32 и,36, 35 вхолостую приводя ведомую пластину
11 от выходной шестерни 6; Чтобы осуществить переключение скорости, 1189330 через канал 21 примет шарик на его седле, закрывая клапан. Понижение давления сцепления муфты позволяет шарику скатиться с его седла под действием центробежной силы, открывая клапан.
Б варианте устройства, показанно- го на фиг. 1, зубчатое колесо 6 крепится для вращения с выходным валом 4, а узлы синхронизаторов 36 и.
37 и зубчатые колеса 36 и 31 устанавливаются на кольцевом валу, свободно посаженном на выходном валу 4. Затем узел синхронизатора 32 соединяет выходной вал 4 с кольцевым валом.
Работа коробки передач не изменяется, но вариант устройства может быть более пригодным для иных условий уста-. новки.
10 Изобретение позволят увеличить кинематический диапазон коробки передач без увеличения ее габаритов.
1189330 Рцг, Я
Тирам 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6761/61
Филиал ППН "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,. 4
Составитель С. Белоусъко
Редактор О. Колесникова ТехредЛ.Мартяшова Корректор С. Черни




