Механизм управления коробкой передач транспортного средства
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечеиия возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом , имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодеГютвия со скосом, выполненным на Корпусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с первой планкой, а связь другого конца (Л второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на ползуне.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ ЯЦ ФМ
РЕСПУБЛИК
4(5!) В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3650728/27-1.1 (22) 11.10,83 (46) 30.06.85. Бюл, N 24 (72) О.К,Довнар, П.А.Стецко и M.È,Òðîôèìîâè÷ (53) 621.83;062-5.002.27(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке В 3524359/27-11, кл. В 60 К 17/08, 1982. (54)(57) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосI ного с выходным входного нала, вторую планку, установленную с воэможностью поворота вокруг оси, расиоло„„SU„„11 4087 А женной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при вь!ключении прямой передачи, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодействия со скосом, выполненным на Корпусе, вторая планка выпол. нена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с пер вой планкой, а связь другого конца второй планки с полэуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на полэуне.
1 11640
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач для тракторов.
Известен механизм управления ко5 робкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую план 1 ку, установленную с воэможностью поворота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки pl), Использование этого механизма на транспортном средстве снижает производительность работ и ухудшает условия эксплуатации транспортного средства ввиду того, что при переходе на нижнюю передачу требуется как отсоединение входного вала от выходного и соединение его с промежуточным,так и последовательно выполняемое соединение промежуточного вала с выходным.
Это удлиняет время переключения и
30 приводит к снижению скорости транспортного средства или к его остановке при переключении, что требует последующего разгона, часто с использованием более пониженных передач, в результате чего ухудшается качество вы-35 полняемого техпроцесса и уменьшается выработка, а также увеличивается число операций оператора при переключе— нии, что повышает его утомляемость и снижает безопасность работ.
Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи.
Поставленная цель достигается тем, что механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом полэуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с полэуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота во87 2 круг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом дпя B3аимодействия со скосом, выполненным на корпусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с первой планкой, а связь другого конца второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на полэуне °
На фиг.l изображен механизм управления коробкой передач. общий вид; на фиг.2 — узел Г на фиг.l на фиг.3 - то же, вид сверху.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1, соосный ему выходной 2 и параллельный им промежуточный 3 валы. На входном валу
1 установлена выполненная в виде шестерни муфта 4, связывающая его через шестерню 5 с промежуточным валом 3 или,с шестерней 6 выходного вала 2.
На промежуточном валу 3 установлена муфта 7, связывающая его через шестерни 8, 6 или шестерни 9, !О с выходным валом 2. Механизм управления содержит рычаг 11, ползун 12 с вилкой 13 муфты 4, ползун 14 с вилкой
15 муфты 7.
Блокирующее устройство выполнено в виде первой планки 16, неподвижно связанной с ползуном 12 муфты 4, и второй планки 17, установленной на оси 18 в корпусе 19 полэунов. На планке 16 на оси 20 установлен один конец собачки 21, подпружиненный относительно планки 16 пружиной 22. Другой конец собачки 21 снабжен захватом 23, а в средней части выполнен выступ 24, Планка 1? выполнена с упорами 25, 26, размещенными на ее концах, и поводком 27, входящим в паз
28 ползуна 14. На корпусе 19 выполнен скос 29.
Механизм управления коробкой передач работает следующим образом.
При нахождении муфты 4 входного вала 1 в нейтральном положении или в положении, при котором вал 1 через шестерни 4, 5 связан с промежуточным валом 3 (на фиг.2, 3 положе3 1164 ние оси планки 16 обозначено 0 и I) полэун 12 отходит влево и планка 16 не препятствует планке 17 с полэуном
14 устанавливаться в положение, при котором муфта 7 связывает промежуточ- ный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 8, 6 или 9, 10 (на фиг.2, 3 положение о си пл анки 1 7 обо з н ачено и II), при этом собачка 21, находя выступом 24 на скос 29 корпуса 19, 1о поднимает эахват 23, который не взаимодействует с концом планки 17 (на фиг.2 йоложение собачки 21 показано штриховой линией).
При включении муфты 4 в положение,. при котором входной вал 1 связан с выходным валом 2 (на фиг.2, 3 положение оси планки 16 обозначено II) планка 16, находя на один иэ упоров
25, 26, устанавливает планку 17 в нейтральное положение (на фиг.2, 3 положение оси планки 17 обозначено О) и она через поводок 27, взаимодействующий с пазом 28, перемещает ползун
l4 и муфту 7 в нейтральное положение, что разъединяет связь промежуточного вала 3 с выходным валом 2. Одновременно собачка 21, спускаясь со скоса
29 корпуса 19 своим выступом 24, за
087 4 счет пружины 22 заходит захватом 23 эа конец планки 17.
При выключении муфты 4 из положения, при котором входной вал l связан с выходным валом 2, планка 16 с собачкой 21 смещается влево и захватом 23 воздействует на конец план-. ки 17, которая устанавливается в по-. ложение II и, передавая движение через поводок 27, полэун 14 и вилку 15 на муфту .7, связывает промежуточный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 9, 10. Углы наклона выступа
24 собачки 21 и скоса 29 корпуса 19 подбираются таким образом, что эа период вывода муфты. 4 в нейтральное положение собачка 21 вначале поворачивает планку 17 на величину включения муфты 7, после чего поднимает захват 23 выше планки 17 для исключения их взаимодействия, Таким образом, в данном механизме обеспечивается автоматическое соединение промежуточного вала с выходным при разъединении входного вала с выходным, что, снижая время переключения и уменьшая количество операций, способствует повышению производительности и улучшению условий эксплуатации транспортного средства.
1164087
1164087
Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Редактор О.Колесникова аве евою
Заказ 4140/14
Составителв Н.Еремеева Texpep JI. Коцюбняк Корректор О. Тигср




