Предохранительная фрикционная муфта
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая дисковые ведущую и ведомую Полумуфты, нажимной диск и отжимное устройство, имеющее регулируемую пружину и установленную с возможностью взаимодействия в ней резьбовую втулку с концентрично расположенными и встречно направленными несамотормозящими резьбами , одна из которых сочленена с резьбой нажимного диска,а другая сочленена с резьбой ведущей полумуфты, отличающаяся тем,что,с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения регулирования муфты на различные по величине предельные крутящие моменты при работе в реверсивном режиме, она снабжена дополнительными регулируемыми пружинами, установленными между нажимным диском и ведущей полумуфтой , при этом основные и дополнительные пружины установлены тангенциально с возможностью взаимодей ствия со связанными с ними деталями во взаимно противоположных окружных направлениях.
СООЭ СОВЕТСКИХ
WUIW
РЕСПУБЛИК . (19) (11) (51)4 F 16 D 7/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИ(Й
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGXOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3706316/25-27 (22) 01.03.84 (46) 07.10.85. Бюл. _#_- 37 (72) М.П.Шишкарев (53) 621.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1055915, кл. F 16 D 7/02, 1982. .(54)(57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая дисковые ведущую и ведомую полумуфты, нажимной диск и отжимное устройство, имеющее регулируемую пружину и установленную с возможностью взаимодействия в ней резьбовую втулку с концентрично расположенными и встречно направленными несамотормозящими резьбами, одна из которых сочленена с резьбой нажимного диска,а другая сочленена с резьбой ведущей полумуфты, отличающаяся тем,что,с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения регулирования муфты на различные по величине предельные крутящие моменты при работе в реверсивном режиме, она снабжена дополнительными регулируемыми пружинами, установленными между нажимным диском и ведущей полумуфтой, при этом основные и дополнительные пружины установлены тангенциально с возможностью взаимодействия со связанными с ними деталями во взаимно противоположных окружных направлениях.
1183747
Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным фрикционным муфтам.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения регулирования муфты на различные по величине предельные крутящие моменты при работе в реверсивном режиме.
На фиг. 1 изображена предохрани— тельная фрикционная муфта, общий вид, .продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1, Предохранительная фрикционная муфта содержит дисковые ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, имеющие шлицевое соединение соответственно с ведущими 3 и ведомыми 4 фрикционными дисками. На полумуфте 1 на шпонке 5 установлены диск 6 и втулка 7 с резьбой 8 левого направления. На втулку 7 навинчена до упора резьбовая втулка 9, на которой на резьбе
1О правого направления установлен
25 чажимной диск 11. Диск 6 и втулка 7 через втулку 12 прижаты к буртику полумуфты 1 гайками, 13, навинченными на резьбовой конец полумуфты.
На фланце втулки 9 закреплены пальцы 14, несущие сегменты 15, посад;енные на пальцы 14 с зазором (не показан). Между сегментами 15 и диском 6 установлены тангенциально регулируемые дополнительные пружины 16 35 сжатия, регулировка усилия которых производится винтами 17, На нажимном диске 11 закреплены (крепление не показано) пальцы 18, несущие сегменты
19, посаженные на пальцы 18 с зазором 40 (не показан). Между сегментами 19 и диском 6 установлены тангенциально основные регулируемые пружины 20 сжатия, регулировка усилия которых производится винтами 17. Во фланце резьбовой втулки 9 имеются прорези
21 для опорных бобышек 22 диска 6.
Между фланцем резьбовой втулки 9 и обращенным к нему торцом нажимного диска 1 l имеется зазор 23. Между SO фланцем резьбовой втулки 9 и обращенным к нему торцом диска 6 также имеется зазор 24. Осевое положение деталей 6,7,9 и 11 при первоначальной сборке, а также при компенсации износа дисков 3 и 4 определяется подбором длины втулки 12. С целью обеспечения определенного взаимнОго
II z f Pqp D Dcp u "g (л+ Р) при вращении по часовой стрелке (вид справа, фиг.1) П z Й(Рпрф и q P пр n) D2. Dcp
dх t17Р1+71) где z число пар поверхностей трения; коэффициент трения между фрикционными дисками 3 и 4; рабочее усилие пружины 20; рабочее усилие пружин 16;
Pïð
Рпр углового положения шпоночного паза втулки 7 и прорезей 21 фланца резьбовой втулки 9 обработка втулок 7 и 9 производится в сборе.
Предохранитепьная фрикционная муфта работает следующим образом, Нажимной диск 11, удерживаемый от продольного перемещения при номинальных крутящих моментах с одной стороны упругими силами пружин 16 и
20, а с другой стороны — силами упругой деформации сжатых и взаимодействующих фрикционных дисков 3 и 4,обеспечивает передачу номинального крутящего момента.
При превышении номинального крутящего момента на ведомой полумуфте (вращение по часовой стрелке — вид справа, фиг.1) нажимной диск 11, проворачиваясь против часовой стрелки на резьбовой втулке 9, отходит по резьбе вправо (фиг.1), сжимая пружины 20, при этом сила сжатия фрикционных дисков 3 и 4 уменьшается, При превышении номинального крутящего момента на ведомой полумуфте (при вращении против часовой стрелки вид справа, фиг.1) нажимной диск 11, поворачиваясь по часовой стрелке вместе в резьбовой втулкой 9, отходит вправо по резьбе левого направления на втулке 7. При этом пружины
16 сжимаются, а нажимной диск 11, стремясь под действием пружин 20 переместится по резьбе резьбовой втулки 9 влево, препятствует возвращению последней в исходное положение, при этом сила сжатия фрикционных дисков 3 и 4 уменьшается.
Величины номинальных крутящих моментов определяются по формулам— при вращении против часовой стрелки (вид справа, фиг,1) 1183747
1
1О
D p— с1
d
2 диаметр, на котором установлены пружины 20; диаметр, на котором установлены пружины 16; средний диаметр рабочей части дисков 3 и 4; средний диаметр резьбы нажимного диска 11; средний диаметр резьбы втулки, 7;
P — угол подъема витка резьбы диска 11; р„ — угол подъема витка резьбы втулки 7; р — угол трения в резьбе диска 11; угол трения в резьбе втул1 ки 7;
n — число пружин 20;
n< — число пружин 16.
118374 7
1) 83747
5-б
Составитель А.Щенников
Редактор А.Козориз Техред И.Асталош Корректор В Синицкая
Заказ 6253/38 Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4