Устройство для ограничения предельного крутящего момента
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА , содержащее ведущий и ведомый валы, связанные между собой через фрикционную дисковую предохранительную муфту , обгонную муфту и планетарное устройство, выполненное в виде водила и двух солнечных шестерен, одна из которых соединена с внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а другая - с ведомым валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путета уменьшения скорости проскальзывания дисков фрикционной муфты , обгонная муфта установлена между водилом планетарного устройства и внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а ведущий вал дополнительно связан зубчатым зацеплением с водилом и с наружной полумуфтой с возможностью вращения.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(50Г 16 D 702
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3477314/25-27 (22) 30.07.82 (46) 30.11.83. Бюл. № 44 (72) Н. К. Парц (53) 621.825.54 (088.8) С0
Сд 3 3
1; Р
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 450909, кл. F 16 D 7/08, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР № 898159, кл. F 16 D 7/02, 1980 (прототип). (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, содержащее ведущий и ведомый валы, связанные между собой через фрик„„SU„„1057713 А ционную дисковую предохранительную муфту, обгонную муфту и планетарное устройст— во, выполненное в виде водила и двух солнечных шестерен, одна из которых соединена с внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а другая — с ведомым валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения скорости проскальзывания дисков фрикционной муфты, обгонная муфта установлена между водилом планетарного устройства и внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а ведущий вал дополнительно связан зубчатым зацеп-лением с водилом и с наружной полумуфтой -с возможностью вращения.
1057713
1
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.
Известно устройство для ограничения крутящего момента, содержащее две полумуфты и смонтированные на них фрикционные диски, поджатые друг к другу пружинами (1).
Недостатком данного устройства является низкая точность срабатывания из-за различия коэффициентов трения покоя и скольжения.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для ограничения предельного крутящего момента, содержащее ведущий и ведомый валы, связанные между собой через фрикционную дисковую предохранительную муфту, обгонную муфту и планетарное устройство, выполненное в виде волила и двух солнечных шестерен, одна из которых соединена с внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а другая -- с ведомым валом (2).
Недостатком известного устройства является низкая надежность из-за больших скоростей проскальзывания фрикционных дисков.
1!е)гь изобретения — повышение надежности путем уменьшения скорости проскальзывания фрикционных дисков.
Г1оставленная цель достигается тем, что в устройсгве для ограничения предельного крутящего момента, содержащем ведущий и ведомый валы, связанные между собой через фрикционную дисковую предохранительггуго муфту, обгонную муфту и планетарное устройство, выполненное в виде водила и дггуx со,.гггечных шестерен, одна из которых соединена с внутренней полумуфтой фрикцио IHoH муфты, а другая --- с ведомым валом, обгонная муфта установлена между водилом планетарного устройства и внутренней полумуфтой фрикционной муфты, а ведущий вал дополнительно связан зубчатым зацеплением с водилом и с наружной почумуфтой фрикционной муфты, которая установлена с возможностью вращения.
На чертеже показана схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, связанные через фрикционную предохранительную муфту 3 и планетарное устройство 4. Предохранительная муфта 3 содержит наружную 5 и внутренггюго 6 полумуфты, взаимодействующие через внутренние 7 и наружные 8 фрикционные диски, сжатые пружиной 9. Планетарное устройство 4 имеет водило 10 и установленные в нем солнечные шестерни 11 и 12, связанные между собой через сателлиты 13. Между водилом 10 и внутренней полумуфтой 6 установлена обгонная муфта 14. Ведущий вал 1 связан с наружной полумуфтой зубчатым зацеплением 15, а с водилом — зубчатым зацеплением 16.
2
Устройство работает следующим образом.
При включении вращения ведущего вала 1 через зубчатые зацепления 15 и 16 осуществляется вращение водила 10 и через обгонную муфту 14 вращение шестерни 11 со скоростью, определяемой скоростью вала 1 и передаточным отношением зубчатых зацеплений 15 и 16. При этом шестерня, водило 10 и ведомый вал 2 вращаются синхронно. Одновременно через зубчатые зацепления 15 вращаются наружные фрикционные диски 8, но со скоростью, отличающейся от скорости шестерни 11, а следовательно, и от скорости внутренних фрикционных дисков 7, благодаря чему происходит их взаимное проскальзывание. Числа зубьев зубчатых зацеплений 15 и 16 выбираются таким образом, чтобы скорость проскальзывания дисков была достаточно малой и поэтому был бы мал их износ и потери мощности. а также чтобы проскальзывание совпадало по направлению с проскальзыванием при пе;)егрузке устройства, Г!о мере нагружения ведомого вала 2 крутящим моментом благодаря силовому взаимодейс7вию зубчатых колес на шестершо 11 действует реактивный момент, стремящийся вращать ее в направлении вращения, но с большей скоростью. Этот реактивный момент всегда равен Но величине момеHT) HBгp)3KH ведомого Ва 7а 2 и lij)(l положен по направлению. До тех пор момеггт нагрузки меньше предельн,),ып стимого, псдлежащего ограничению зна геки:». гцес ерня 11 с внутрецничи фрпкцион ычи дисками 7 врагцается с постоянной Hà:là7I, ной скоро тью. Когда момсllг II;,грузии возрастает до предельного зца к)гия:аьногo ггоменту, гга который настроена фрикггис иная муфта, ведомый вал 2 остаггав1ивнетс;„;.-:у7ренняя полумуфта 6 начинает вращ; ", ься под действием реактивного момента l3 то.;г
)ке направлении, но с удвоенной скоростью.
Одновременно срабатывает чуфта 14 сВободного хода, чем обеспечивается беспрепятственный проворот шесгерни 11 относительно зуб)чатого зацепления 16.
Если нагрузка на ведомом валу 2 падает, то автоматически уменьшается реактивный момент вращения шестерни ll, она замедляет свою скорость до начального значения и вращает синхронно с ведомыч валом 2.
Благодаря тому, что фрикционные диски муфты всегда находятся в движении один
01HoI HòeëbHo другого, ограничиваемь .й момент с высокой ToHHocTblo соответствует заданному значению, так как между фрикционнымн дисками всегда присутствует трение движения и отсутствует трение покоя.
Технико-экономические преимущества предлагаемогo устройстг)а зак1ючаются в упрощении конструкции, IHK как чалая скорость предварительного проскальзывания
1057713
3 фрикционных дисков обеспечивается только одним зубчатым зацеплением. Кроме того, конструкция устройства упрощается за счет
4 монтажа наружных фрикционных дисков не в корпусе, а непосредственно на валу устройства.
Редактор М. Рачкулинец
Заказ 9552/40
Составитель И. Янунов
Техред И. Верес Корректор А. Зимокогов
Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откры-.ий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. 11роектнзя, 4


