Автомобильный полуприцеп
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП , содержащий раму с опорным устройством , подвижно установленную на ней колесную тележку с гидроцилиндрами ее продольного перемещения, отличающийся тем, что, с целью повыщения проходимости путем обеспечения смещения колеи и самовытаскивания автопоезда, колесная тележка выполнена из двух бортовых тележек , каждая из которых включает в себя колеса с осями, щарнирно связанными с двумя симметричными плечами трехплечего Т-образного рычага, который щарнирно закреплен средней частью на ползуне, а третье плечо соединено посредством гидроцилиндра с ползунами, которые размещены в направляющих рамы, причем указанные ползуны связаны с гидроцилиндрами продольного перемещения тележек.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 62 Ь 53/06
Ж.ЕСОР; 4"! s я
13,„", ц
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ИТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 11K- é 0 С", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3766231/27-11 (22) 02.07.84 (46) 15.08.85. Бюл. № 30 (72) Г. Х. Галимзянов (53) 629.! 13.4 (088.8) (56) Патент Англии № 1565116, кл. В 8 Е, 1980. (54) (57) АВТОМОБИЛЪНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП, содержащий раму с опорным устройством, подвижно установленную на ней колесную тележку с гидроцилиндрами ее продольного перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения прохо„„Я1,1„„1172811 А димости путем обеспечения смещения колеи и самовытаскивания автопоезда, колесная тележка выполнена из двух бортовых тележек, каждая из которых включает в себя колеса с осями, шарнирно связанными с двумя симметричными плечами трехплечего
Т-образного рычага, который шарнирно закреплен средней частью на ползуне, а третье плечо соединено посредством гидроцилиндра с ползунами, которые размещены в направляющих рамы, причем указанные ползуны связаны с гидроцилиндрами продольного перемещения тележек.
1172811
Изобретение относится к автомобильной прицепной технике и может быть использовано в составе автопоезда, сочлененного по схеме тягач — полуприцеп, для транспортирования народнохозяйственных грузов по грунтовым дорогам в период осенне-весенней распутицы, снежного заноса, а также по горным дорогам.
Целью изобретения является создание автомобильного полуприцепа для крупногабаритных тяжеловесных грузов с перемещаемыми одновременно или раздельно шагающими вдоль цельножесткой рамы полуприцепа тележками с поворотными вправовлево колесами.
На фиг. 1 показан автомобильный полуприцеп, в сцепе с тягачом, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3— положение, при котором левая бортовая тележка находится впереди и ее колеса повернуты влево (сделан шаг левой, а правая бортовая тележка перемещается из заднего положения в переднее (делается шаг правой); на фиг. 4 — положение, при котором правая бортовая тележка находится впереди и ее колеса повернуты вправо (сделан шаг правой), а левая бортовая тележка перемещается из заднего положения в переднее (делается шаг левой); на фиг. 5— разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 6 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 7 — вид В на фиг. 3.
Автомобильный полуприцеп состоит из цельножесткой рамы 1 полуприцепа, правого ползуна 2 бортовой тележки колесного хода, левого ползуна 3 бортовой тележки колесного хода, гидроцилиндров 4, колес
5 с осями, рычажной системы 6 поворота колес, гидроцилиндров 7.
Рама 1 полуприцепа представляет собой единую цельножесткую сварную конструкцию, состоящую из лонжеронов 8 таврового сечения, хребтовой балки 9 двутаврового сечения, поперечных балок 10.
Ползуны 2 и 3 тележек колесного хода также сварной конструкции своими опорами устанавливаются в пазы 11 лонжеронов
12 рамы полуприцепа и имеют возможность перемещения в продольном направлении посредством гидроцилиндров 4. Гидроцилиндры 4 связывают ползуны 2 и 3 бортовых тележек с рамой 1 полуприцепа, при этом штоки шарнирно связаны с ползунами бортовых тележек колесного хода, а цилиндры — с рамой 1 полуприцепа.
Рыажная система 6 поворота колес состоит из симметричных трехплечих Т-образных рычагов 13, шарнирно закрепленных в средней части на кронштейнах 15 ползунов, причем одно плечо рычагов 13 связано со штоками гидроцилиндров 7, а два других— с тягами 14 поворота колес. Тяги 14 связаны шарнирно со ступицами колес.
Колеса 5 с осями связаны с ползунами 2 и 3 бортовых тележек колесного хода посредством кронштейнов 16. На кронштейнах 16 установлены торсионные валы 17 и балансиры 18. Ступицы колес соединены с балансирами посредством полусферических шарниров с возможностью поворота вправо-влево. Соединение полуприцепа с тягачом осуществляется посредством тягосцепного устройства 19. При подаче жидкости под давлением, создаваемым гидронасосом 20, установленным на тягаче и приводимым в действие от двигателя тяга ча, в одну из полостей гидроцилиндра 4 происходит перемещение ползуна бортовой тележки колесного хода в продольном направлении относительно рамы полуприцепа.
В зависимости от выполняемой операции ползуны бортовых тележек могут перемещаться одновременно или раздельно вдоль рамы полуприцепа, при этом возможно и одновременно движение ползунов бортовых тележек в разные стороны. Расстояние, на которое могут быть перемещены ползуны бортовых тележек колесного хода, зависит от
25 допускаемой нагрузки на седельное устройство тягача и колесный ход полуприцепа.
При перемещении колесного хода в продольном направлении изменяется нагрузка на седельное устройство тягача, что вызывает изменение силы тяги по сцеглению ведлцих колес тягача
1(Gz + п), где j — коэффициент сцепления колес с грунтом;
Ст + Сн — сцепной вес, т.е. вес, участвующий в создании нормального давления на ведущие колеса тягача от его собственного веса G g u веса груза с полуприцепом Gz, приходящегося на седельное устройство тягача.
Поворот колес вправо-влево осуществляется подачей жидкости под давлением в одну из полостей гидроцилиндров 7.
Перемещением ползунов бортовых тележек колесного хода в продольном направлении с поворотом колес достигается сдвиг
$Q рамы полуприцепа вправо-влево, т.е. смещение колесного хода на другую колею. Кроме того, достигается изменение радиуса поворота автопоезда, радиуса продольной проходимости, углов съезда, въезда и статической устойчивости автопоезда. Г1ри самовытаскивании (колеса тягача буксуют) ползуны бортовых тележек колесного хода переводятся в крайнее переднее положение и колесный ход затормаживается, а в гид1172811
Фиг d
Фиг. Ф роцилиндры подается давление, при этом толканием тягача через сцепное устройство колеса его перемещаются на новый участок дороги.
Для обеспечения более эффективного затормаживания и уменьшения юза колес колесного хода полуприцепа они могут быть повернуты с одной стороны вправо, с другой влево или наоборот. Возможно также самовытаскивание путем щаговых передвижений бортовых тележек, осуществляемых поочередным передвижением бортовых тележек, их затормаживанием и поворотом колес.
Практическое изготовление предлагаемого автомобильного полуприцепа может быть освоено любым заводом-изготовителем прицепов (полуприцепов) . При этом разработки специальной технологии изготовления и оснастки не требуется. Внедрение предлагаемого автомобильного полуприцепа позволит транспортировать народнохозяй10 ственные групы в условиях осенне-весенней распутицы, снежнего заноса, а также по горным дорогам.
)172811
1б
Редактор И. Рыбченко
3а каз 4982/18
Составитель А. Слыхов
Техред И. Верес Корректор В. Гирняк
Тираж 601 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



