Тормозное устройство транспортного средства
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее тормозное колесо, оборудованное фрикционными накладками, установленными в направляющих с возможностью осевого смещения к дискам, подвижно закрепленным на оси вращения тормозного колеса. подвешенной к раме тележки посредством вертикальных рычагов, служащих для прижатия тормозного колеса к поверхности качения ходового колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности тормозного устройства и снижения расхода энергии для привода тормоза, в пространство между фрикционными накладками помещены с возможностью радиального смещения подпружиненные вставки с радиальными клинообразными канавками, в которые установлены тела вращения, контактнрующие с фрикционными накладками, а на внешней боковой поверхности дисков со стороны , противоположной зоне контакта тормозного колеса с ходовым, укреплены кронштейны , взаимодействующие с вертнкальными рычагами. (Л Од о ;о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3704444/27-11 (22) 23.02.84 (46) 15.07.85. Бюл. № 26 (72) В. Н. Дорожкин (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 629.4.077-592.117 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР по заявке № 3379437/27-11, кл. В 61 Н 5/00, 1982. (54) (57) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее тормозное колесо, оборудованное фрикционными накладками, установленными в направляющих с возможностью осевого смещения к дискам, подвижно закрепленным на оси вращения тормозного колеса, „„SU„„1167091 A подвешенной к раме тележки посредством вертикальных рычагов, служащих для прижатия тормозного колеса к поверхности качения ходового колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности тормозного устройства и снижения расхода энергии для привода тормоза, в пространство между фрикционными накладками помещены с возможностью радиального смещения подпружиненные вставки с радиальными клинообразными канавками, в которые установлены тела вращения, контактирующие с фрикционными накладками, а на внешней боковой поверхности дисков со стороны, противоположной зоне контакта тормозного колеса с ходовым, укреплены кронштейны, взаимодействующие с вертикаль- Я ными рычагами.
1167091
Изобретение относится к транспорту и касасется тормозных устройств железнодорожного подвижного состава.
Цель изобретения — повышение эффективности тормозного устройства и снижение расхода энергии для привода тормоза.
На фиг. 1 схематично представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — векторы сил дей>
1О ствующих на вставки в процессе торможения; на фиг. 5 — схема сил, действующих на вертикальные рычаги при вращении тормозного колеса; на фиг. 6 — то же, при другом направлении вращения.
Тормозное колесо 1 подвешивают к ра- 15 ме транспортного средства 2 при помощи вертикальных рычагов 3 на оси 4, параллельной оси вращения ходового колеса 5.
Тормозное усилие от колеса 1 на рычаги 3 передается через кронштейны 6. Для создания тормозной силы на малых скоростях и до полной остановки служит колодочный тормоз 7. С целью увеличения силы сцепления тормозного колеса 1 с колесом 5 колесо
1 оборудовано резиновой шиной 8 и фрикционной кольцевой прокладкой 9, прикреп- 25 ленной к Г-образному выступу 10. В направляющих колеса 1 установлены фрикционные накладки 11, контактирующие посредством тел вращения 12 (шариков) с металлическими, подпружиненными пружинами
13, вставками 14. Тела вращения 12 установлены в радиальных клинообразных канавках. Пружины 13 служат для компенсации износа фрикционных накладок 11.
Тормозное колесо 1 установлено на подшипниках скольжения 15 между дисками 16.
Устройство работает следующим образом, При торможении на рычаги 3 рычажной передачи действуют силой F, в результате чего тормозная колодка 7 и тормозное 4О колесо 1 прижимают к ходовому колесу 5.
Тормозное колесо 1 начинает раскру.-.иваться, вставки 14 под действием центробежной силы F перемещаются в радиальном направлении, при этом вставки 14 воздействуют посредством тел вращения 12 на фрикционные накладки 11, которые прижимаются к дискам 16 с силой N. В результате трения накладок 11 о диски 16 возникает тормозная сила В величиной:
„m Iv (<-,) (- .)
В т g0(Ä где г — коэффициент трения фрикционных накладок 11 о диск 16; п — масса вставок 14;
V — скорость транспортного средства;
3я, р. — коэффициенты проскальзывания ходового и тормозных колес соответственно;
<х. — угол наклона клинообразной канавки (см. фиг. 4);
 — радиус тормозного колеса (см. фиг. 3).
При высоких скоростях движения рост тормозной силы В ограничивается за счет увеличения проскальзывания (S q и Sp) и, таким, образом, В остается равной силе сцепления колеса с рельсом. Торможение на малых скоростях (менее 10 км/ч) и до полной остановки осуществляется колодочным тормозом 7. Тормозная сила В т от колеса 1 передается на рычаги 3 посредством кронштейнов 6 (см. фиг. 5 и 6) .
Конструкция устройства позволяет увеличивать прижатие тормозного колеса 1 к колесу 5 пропорционально величине тормозной силы кезависимо от направления вращения колес 1 и 5 (см. фиг. 5 и 6). При
1 lz, = а силу прижатия F„ >,г) можно определить из зависимости
Fï (1,а)= Fà <+ Вс, L где У вЂ” сила прижатия колеса 1 к колесу 5, передаваемая посредством рычажной передачи;
L; à. — плечи рычагов (см. фи г. 5 и 6) .. 1167091
19
11
Fg
12 й/2 й/2
Фиг.Ф
11б7091
Фиг.Г
1167091
Редактор М. Цнткина
Заказ 4379/21
Составитель А. Филиппов
Техред И. Верес Корректор A. Тяско
Тираж 493 Подписьое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




