Следящий привод
СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД, содержащий последовательно соединенные источники сигнала задания, сумматор, интегратор , релейньй элемент, электродвигатель и объект регулирования. агорой вход сумматора соединен с выходом релейного элемента, вал электродвигателя соединен с входом датчика положения, отличающийс я тем, что, с целью повышения помехоустойчивости , в него введены делитель частоты, инвертор и первый и второй ключевые элементы, выход делителя частоты соединен с входом датчика положения и с управлямооти входами первого и второго ключевых элементов, а выход датчика положения через первый ключевой элемент соединен с вторым входом сумматора и через последовательно соединенные второй ключевой элемент и инвертор подключен к третьему входу сумматосл ра. Од О) о ел сд
. СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
g!9) (! 1) 4(5)) G 05 В 11/01
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ ф ь„
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCKOMV C BV ." - : г
f (2 1) 34 1 16 73/24-24 (22) 24.03.82 (46) 07.07.85. Вюл. )) 25 (72) Л.И. Цытович (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (53) 62-50 (088.8) (56) Системы локальной автоматики транспортной машины.с газотурбинной силовой установкой. Научно-технический отчет по теме 78/101 т. 7, Челябинск, 1980 (54) (57) СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД, содержащий последовательно соединенные источники сигнала задания, сумматор, интегратор, релейный элемент, электро двигатель и объект регулирования, второй вход сумматора соединен с выходом релейного элемента, вал электродвигателя соединен с входом датчика положения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, в него введены делитель частоты, инвертор и первый и второй ключевые элементы, выход делителя частоты соединен с входом датчика положения и с управляющими входами первого и второго ключевых элементов, а выход датчика положения через первый ключевой элемент соединен с вторым входом сумматора и через последовательно соединенные второй ключевой элемент и инвертор подключен к третьему входу сумматора.
055
Таким образом, преимуществом предлагаемого изобретения является жест° кая синхронизация частот выходных
45 сигналов автоколебательного тракта преобразования и делителя 6 частоты, выполняющего функции генератора несущих колебаний для датчика 5 положения. В этом случае помехи, транс50 формируемые в каналы преобразования блока 3, не могут вызвать его ложного срабатывания, так как момент времени их возникновения совпадает с моментом времени изменения знака сигнала y3(t).
1 1166
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при автоматизации технологических процессов.
Целью изобретения является повы- 5 шение помехоустойчивости СЭП.
На фиг. 1 показана функциональная схема СЭП; на фиг. 2 — временные диаграммы его сигналов.
В состав привода (фиг. 1) входят сумматор 1, интегратор 2, релейный элемент 3, исполнительный электро- двигатель 4, датчик 5 положения (например, сельсин или вращающийся трансформатор), делитель 6 частоты, 15 инвертор 7, первый 8 и второй 9 ключевые элементы, объект 10 регулирования, клемма 11 для подключения сигнала задания.
Устройство работает следующим 20 образом.
Сумматор 1, интегратор 2, релей. ный элемент 3 в совокупности образуют автоколебательный каскад преобразования с частотно-широтно-импульс- 25 ной модуляцией. При отсутствии сигнала задания на клемме 11 выходной сигнал релейного элемента 3 имеет среднее нулевое значение.
Наличие сигнала задания на входе Эб привода приводит к изменению скважности импульсов у (t) на выходе эле-.
Э мента 3 (фиг. 2б) . В интервале време. ни несовпадения знаков сигнала задания выходной сигнал уЭ () интеграто- З ра 2 изменяется под -действием разности токов входного и цепи обратной связи автоколебательного каскада привода. В интервале времени совпадения сигналов на входе сумматора 1 4О и выходе релейного элемента 3 производная выходная выходного сигнала интегратора 2 увеличивается (фиг. 2б, где Ь - пороги переключения релейного элемента 3).
В результате за период колебаний
Т постоянная составляющая выходного сигнала элемента 3 устанавливается пропорциональной уровню задающего воздействия (сигналу рассогласования привода).
Делитель 6 частоты преобразует выходной сигнал релейного элемента
3 (фиг. 2б) в биполярные импульсы со средним нулевым значением и с периодом, в два раза превышающим период Т сигнала у (t).
Выходной сигнал делителя 6 играет роль несущих колебаний датчика 5 положения и одновременно управляет работой ключевых элементов 8 и 9.
Выходной сигнал у (t) датчика 5 положения (фиг. 2в) имеет период, равный периоду сигнала у ()(фиг.2а), а также амплитуду и фазу, зависящую от положения вала электродвигателя 4.
При положительной полярности выходного сигнала делителя 6 частоты в замкнутое положение переходит элемент 8 (фиг. 2г), а при отрицательной полярности импульсов (фиг. 2а) замыкается элемент 9 (фиг. 2).
При замыкании элемента 8 на вход сумматора 1 подается положительный импульс у (t) сигнала у (t), что вызывает изменение скважности выходного сигнала релейного элемента 3 (появление на его выходе постоянной составляющей "отрицательного" уровня) .
В последующем цикле Т, автоколебаний элемента 8 размыкается, а элемент 9 переходит в замкнутое положение (фиг2) . С помощью инвертора 7 импульс у (t) отрицательной поляр5 ности (фиг. 2в) меняет знак на противоположный, и на вход автоколеба тельного каскада ОЭП вновь поступает импульс у (t) положительного знака.
По истечении определенного числа периодов автоколебаний сигнал рассогласования на входе СЭП становится равным нулю, и скважность импульсов уЭ(t) достигает величины 0,5 (нулевой уровень постоянной составляющей).
1166055
Составитель А.Лещев
Редактор Т.Кугрыи1ева Техред С.йовжий
Корректор Л. Бескид .
Подпис ное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
Заказ 4307/41 Тираа 863
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5


