Опорный подшипник скольжения гребного вала
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА по авт.св. 783126, отличающийся тем, что, с целью повьшения эксплуатационной надежности подшипника, в его полости установлено эластичное уплотнение.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) 01) 4(s1) В 63 Н 23/36
ГОСУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61). 783126 (21) 3605986/27-11 (22) 01.06.83 . (46) 30.06.85. Бюл, У 24 (72) Е.В.Рассказов (71) Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяй. ства (53) 629.1.037.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР, Р 783126, кл. В 63 Н 23/36, 29. 01. 79. (54)(57) ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ГРКБНОГО ВАЛА по авт.св. Р 783126, отличающийся тек, что, с целью повышения эксплуатационной надежности подшипника, н его полости установлено эластичное уплотнение.
1164151
Изобретение относится к судостроению и судоремонту.
Известен опорный подшипник скольжения гребного вала, содержащий опорную втулку подшипника и вкладыш под- 5 шипника, смонтированные внутри дейдвудной трубы, причем. в месте сопряжения поверхности опорной втулки с дейдвудной трубой симметрично вертикальной плоскости выполнена полость, при 10 этом ширина полости меньше половины длины внутренней окружности дейдвуд ной трубы P) .
Недостатком известного устройства является низкая надежность вследствие15
Ф наличия свободного пространства в месте сопряжения поверхности опорной втулки с дейдвудной трубой, что приводит к быстрому износу вкладыша подшипника в результате его повышенной теп-20 лонапряженности, так как основная масса охлаждающей подшипник воды попадает не в его рабочий зазор, а в полость, кроме того, эта вода вызывает коррозию полости; к снижению демпфирующих 25 свойств устройства, так как известная опора аналогична. пружинному амортизатору, обладающему малым декрементом колебаний; кроме того, в случае попадания опоры в резонанс по оборот- 30 ной или лопасной частотам, что возможно при малых и средних числах оборотов гребного вала, резко. возрастает амплитуда его собственных колебаний, а это приводит к возникновению в гребном валу изгибных напряжений и возрастанию нагрузок на подшипник.
Цель изобретения — повышение надежности эксплуатации подшипника.
Указанная цель достигается тем, 40 что в опорном подшипнике скольжения гребного вала, содержащем опорную втулку подшипника и вкладьпп подшипника, смонтированные внутри дейдвудной трубы, причем в месте сопряжения по- 45 верхности опорной втулки с дейдвудйой трубой симметрично вертикальной плоскости выполнена полость, при этом .ширина полости меньше половины длины внутренней .QKp HocTH дейдвуд- 5р ной трубы, в его полости установлено эластичное уплотнение.
На фиг.1 показан опорный подшип,ник скольжения гребного вала с полостью на наружной поверхности опорной втулки;. на фиг.2 — разрез А-А на фиг.
1; на фиг.3 — то же, с полостью на внутренней поверхности дейдвудной трубы; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.3.
Опорный подшипник скольжения содержит опорную втулку 1 с вкладьппем 2, в которой установлен гребной вал 3.
Опорная втулка 1 запрессована в дейдвудную трубу 4, причем в опорной втулке 1 в месте сопряжения ее по-, верхности 5 с поверхностью дейдвудной трубы 4 и симметрично вертикальной оси 6 втулки 1 выполйена сквознаж полость с глубиной а, в которой установлено эластичное уплотнение 7, например резина.
При работе опорного подшипника скольжения гребного вала 3 на него действуют статические нагрузки от действия веса гребного вала З.-и гребного винта (не показан) и динамичес-кие усилия от поперечных колебаний гребного вала 3 в вертикальной плоскости, параллельной оси 6, которые воспринимаются опорной втулкой 1, ее нижней частью, в районе полости.
Деформируясь, материал опорной втулки 1 передает нагрузку эластичному уплотнению 7, которое воспринимает ее и деформируется в соответствии с приложенной нагрузкой, уменьшая амплитуду поперечных колебаний гребного вала 3., При охлаждении и смазке вкладыша
2 вода, подаваемая от судовой установки (не показана), минуя полость, поступает в рабочий зазор подшипника, охлаждая вкладыш 2. Отработанная вода выбрасывается за борт.
Предлагаемое устройство позволяет повысить эксплуатационную надежность подшипника за счет снижения теплонапряженности вкладыша подшипника вследствие повышения массообмена охлаждающей воды в районе ее контак" та с гребным валом, предохранения полости от коррозии, а также улучшения демпфирующих свойств опоры вследствие поглощения колебаний гребного вала эластичным материалом, что обеспечивает надежную работу устройства при всех оборотах гребного вала, включая резонанс.
А -A
1164151
Составитель Е.Игнатьев
Техред Л.Микеш Корректор А. Обручар
Редактор А.Долинич
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4146/18 Тираж 435
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5



