Устройство для соединения гребного винта с гребным валом
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ по авт.св. № 490715, о т л и ч а ю- . щ е е с я тем, что, с целью увеличе .ния срока эксплуатации,, устройство снабжено уплотнением, установленным между носовым торцом ступицы гребного винта и поверхностью наружного фланца опорного цилиндра, обращенкой к кормовой части судна, а в судовом штевне и наружном фланце выполнен единый сквозной канал для сообщения рабочего зазора подшипника с судовой системой прокачки дейдвудных подшипников, 3 2 3
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 490715 (21) 3668047/27-11 (22) 01.11.83 (46) 30.06.85. Бюл. ¹ 24 (72) Е.В. Рассказов (71) Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства (53) 629.13.532.6.037:629 ° 1.037.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №- 490715, кл, В 63 Н 1/14//
//В 63 H 23/34//B 63 Н 23/36, 06.06.72.
„„ЬО„„3 164147
4(. )1) В 63 Н i:.4" В 63 Н 23/349
В63Н23 36 (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ
ГРЕБНОГО ВИНТА С ГРЕБНЫМ ВАЛОМ по авт. св. № 490715, о т л и ч а ю- . щ е е с я тем, что, с целью увеличе.ния срока эксплуатации, устройство снабжено уплотнением, установленным между носовым торцом ступицы гребно. го винта и поверхностью наружного фланца опорного цилиндра, обращенной к кормовой части судна, а в судовом штевне и наружном фланце вы-. полнен единый сквозной канал для сообщения рабочего зазора подшипника с судовой системой прокачки дейдвудных îäøèïíèêîâ.
13 2 3
1 1164
Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям судовых валопроводов.
По основному авт.св. 11 490715 известно устройство для соединения гребного винта с гребным валом, со" держащее втулку, встроенную в ступицу гребного .винта, и опорный цилиндр, связанный с дейдвудной трубой, при этом опорный цилиндр выполнен с наружным фланцем, разделяющим опорный цилиндр на носовую и кормовую части, причем носовая часть запрессована в дейдвудную трубу, а кормовая часть заведена во втулку с воэ- 1 можностью вращения последней, при этом конец гребного вала, соединенный со ступицей гребного винта, выполнен с фланцем. Кроме этого, опорный цилиндр снабжен ограничительным кольцом, установленным между опорным цилиндром и гребным валом.
Носовая часть опорного цилиндра запрессована в дейдвудпую трубу. Поверхностью фланца, обращенной к носовой части судна, и примыкающим к ней торцом опорного цилиндра образована кольцевая полость, непосредственно соединенная с полостью, образованной поверхностью гребного вала и расточками опорного цилиндра и дейдвудной трубы, и через рабочий зазор подшипника связанная с эобортным пространством для сброса охлаждающей воды (1 J.
Однако наличие в известном устрой-З5 стве открытого рабочего зазора подшипника, связанного с. забортной водой, с которой в рабочий зазор попадают абразивные частицы и обрастатели, приводит к быстрому износу тру- 40 щихся поверхностей подшипника и опор-. ного цилиндра, что обуславливает снижение их долговечности. Кроме того, абразивный износ трущихся поверхностей, приводящий к увеличению их ше- 45 роховатости, снижает грузоподъемность подшипника, что способствует переводу его работы из режима жидкостного
- трения в режим полусухого или сухого трения, т.е. происходит трение подшипника об опорный цилиндр. Это приводит к повышенному тепловыделению в зоне их контакта, увеличивая теплонапряженность подшипника, тем самым ускоряя его износ. 55
Целью изобретения является увеличение срака эксплуатации устройства.
147 2
Для достижения указанной цели устройство для соединения гребного винта с гребным валом снабжено уплотнейием, установленным между носовым торцом ступицы гребного винта и поверхностью наружного фланца опорного ци" линдра, обращенной к кормовой части судна, а в судовом штевне и наружном фланце выполнен единый сквозной канал для сообщения рабочего зазора подшипника с судовой системой прокачки дейдвудных подшипников.
На чертеже представлено предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство для соединения гребного винта с гребным валом содержит гребной вал 1, дейдвудную трубу 2, опорный цилиндр 3, гребной винт 4 и судовую систему прокачки дейдвудных подшипников.
Опорный цилиндр 3 снабжен наружным фланцем 5, разделяющим опорный цилиндр 3 на носовую и кормовую части, при этом носовая часть запрессована в дейдвудную трубу 2, жестко закрепленную в судовом штевне 6. В ступице гребного винта 4 установлен подшипник 7 с возможностью вращения на кормовой части опорного цилиндра 3.
На носовой части. гребного вала 1 расположены сальник 8, водораспределительное кольцо 9 и носовой подшипник 10.
На кормовом конце гребного вала 1 установлен фланец ll жестко соединенный со ступицей гребного винта 4.
Поверхностью фланца 11, обращенной к носовой части судна, и примыкающим к ней торцом опорного цилиндра
3 образована кольцевая полость 12, соединенная с рабочим зазором подшипника 7 и с полостью 13,образованной поверхностью гребного вала 1 и расточками опорного цилиндра 3 дейдвудной трубы 2, при этом полость
13 связана с водораспределительным кольцом 9. Между носовым. торцом ступицы гребного винта 4 и поверхностью наружного фланца 5 опорного цилиндра 3, обращенной к кормовой части судна, для герметизации рабочего зазора подшипника 7 установлено уплотнение, например торцовое.
Уплотнение содержит упругий элемент 14, изготовленный, например, иэ резины, и опорное кольцо 15 причем упругий элемент 14 закреплен на носовсм торце ступицы гребного винта 4, а опорное кольцо 15 закрепле- .
1164147
Составитель В. Владимиров
Техред Л.Коцюбяек КорректорС. Шекмар
Редактор M. Келемеш
Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Заказ 4145/17
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 но на поверхности наружного фланца
5 опорного цилиндра 3, обращенной к кормовой части судна. Между упру.гим элементом 14 и опорным кольцом
15 установлено упругое кольцо 16.
Внутренней поверхностью уплотнения, поверхностью наружного фланца 5„ обращенной к кормовой. части судна, и наружной поверхностью опорного цилиндра 3 образована кольцевая 10 полость 17 сообщающаяся с рабочим зазором подшипника 7., В наружном фланце 5 и в судовом штевне 6 выполнен сквозной канал 18, один конец которого сообщен с кольцевой полостью 17, а другой снабжен патрубком 19 для соединения с судовой системой прокачки дейдвудных подшипников. Судовая система прокачки дейдвудных подшипников содер- 211 жит расходную цистерну 20, циркуляционный насос 21 с арматурой и с контрольно-измерительными приборами (условно не показаны ), фильтры грубой 22 и тонкой 23 очистки, приемный 25
24, напорный 25 и отводящий 26 трубопроводы, при этом расходная цистерна 20 соединена приемным 24 трубопроводом с циркуляционным насосом
2l соединенным с последовательно щи соединенными фильтрами грубой 22 и тонкой 23 очистки. Фильтр 23 тонкой очистки напорным 25 трубопроводом связан с водораспределительным кольцом 9. Патрубок 19 отводящим трубопроводом соединен с расходной цис3S терной 20.
Устройство работает следующим обP 890M °
При запуске силовой установки гребной вал 1 приводит во вращение гребной винт 4, которьпЪ1 со своим подшипником 7 вращается на опорном цилиндре 3, неподвижно и герметично закрепленном в дейдвудной трубе 2. с.
Очищенная от механических и химических примесей вода (конденсат.) по напорному 25 трубопроводу непрерывно подводится к водораспределительному кольцу 9 дейдвудного сальника 8. 3атем вода под давлением прокачивается через носовой подшипник 10 и поступает в полость 13, доходит до кольцевой полости 12 и поступает в рабочий зазор подшипника 7, а затемв кольцевую полость.17. Из кольцевой полости 17 вода поступает в сквозной канал 18, а затем по отводящему 26 трубопроводу отводится в напорную цистерну 20.
Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом позволяет повысить долговечность трущихся поверхностей подшипника и опорного цилиндра путем изоляции рабочего sasopa от забортной воды. и,следовательно, предотвращения попадания в рабочий зазор подшипника абразивных частиц и обрастателей, а также за счет приме- нения для охлаждения и смазки дейд) вудных подшипников воды высокой степени очистки, что возможно благодаря созданию замкнутой системы прокачки дейдвудных подшипников. Снижение износа трущихся поверхностей подшипника и опорного цилиндра обеспечивает работу подшипника в режиме жидкостного трения,


