Устройство обеспечения электробезопасности при проведении путевых работ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУТЕВЫХ РАБОТ, содержащее установленный на путеукладчике блок отвода высокого потенциала на рельс, состоящий из последовательно соединенных токоприемника ч короткозамыкателя, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено блоком контроля наличия заземления контактной сети, подсоединенным параллельно короткозамыкателю и состоящим из заградительного фильтра промыщленной частоты, элемента гигнализации , источника оперативного тока непромышленной частоты и разделительного тансформатора , первичная обмотка которого включена последовательно с фильтром, а вторичная через элемент сигнализации подключена к источнику оперативного тока, причем короткозамыкатель выполнен в виде разрядника. сд 00 4
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
В 60 М 3/00; Н 02 Н 5/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3547834/24-11 (22) 02.02.83 (46) 30.05.85. Бюл. № 20 (72) Б. И. Косарев и А. Н. Бычков (71) Московский ордена Ленина и ордена
Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.336.22 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 378338, кл. В 60 М 1/04, 1969. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕ;
НИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПУТЕВЫХ РАБОТ, содер.жащее установленный на путеукладчике блок отвода высокого потенциала на рельс, со„„SU„„1158401 А стоящий из последовательно соединенных токоприемника и короткозамыкателя, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено блоком контроля наличия заземления контактной сети, подсоединенным параллельно короткозамыкателю и состоящим из заградительного фильтра промышленной частоты, элемента.сигнализации, источника оперативного тока непромышленной частоты и разделительного тансформатора, первичная обмотка которого включена последовательно с фильтром, а вторичная через элемент сигнализации подключена к источнику оперативного тока, причем короткозамыкатель выполнен в виде разрядника.
1158401
Составитель В. Кочетков
Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Пчелинская
3а каз 3465/18
Изобретение относится к системам для обеспечения условий электробезопасности при капитальном ремонте одного из путей многопутного участка бесстыкового пути, электрифицированного по системе переменного тока, когда на действующих путях продолжается движение поездов.
Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже представлена принципиальная схема устройства.
Устройство содержит установленный на путеукладчике 1 блок 2 отвода высокого потенциала на рельс, состоящий из последовательно соединенных токоприемника
3 и короткозамыкателя (разрядника) 4, блок
5 контроля наличия заземления контактной сети, подсоединенный параллельно короткозамыкателю 4 и состоящий из заградительного фильтра 6 промышленной частоты, элемента 7 сигнализации, источника 8 оперативного тока непромышленной частоты и разделительного трансформатора 9, первичная обмотка которого включена последовательно с фильтром 6, вторичная через элемент 7 сигнализации подключена к источнику 8 оперативного тока, причем короткозамыкатель 4 выполнен в виде разрядника. Кроме того, устройство содержит изолятор 10, включенный последовательно в цепь токоприемника 3 и корпуса путеукладчика 1. Токоприемник 3 взаимодействует с контактной сетью 11, которая через заземляющие штанги 12 связана с рельсами 13.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При производстве путевых работ напряжение в зоне нахождения персонала не превышает допустимых по условиям обеспечения электробезопасности. При попадании рабочего напряжения на путеукладчик
1 с соседнего действующего пути образуется цепь короткого замыкания через разрядник 4 токоприемника 3, контактную сеть
11 ремонтируемого пути, заземляющую штанry 12 и рельсы 13. В этом случае срабатывает защита на тяговой подстанции и напряжение с контактной подвески и путеукладчика сниг4ается через 0,08 — 0,5 с.
Целостность контакта токоприемника 3 с контактной сетью 11 ремонтируемого пути контролируется оперативным переменным током, протекающим по цепи: разделительный трансформатор 9 — фильтр 6 токоприемник 3 — контактная сеть 11 заземляющая штанга 12 — рельсы 13
«земля» — корпус путеукладчика 1.
При протекании переменного тока по тяговой сети соседнего пути в отключенной контактной сети 11 наводится ЭДС промышленной частоты. Однако из-за наличия в контуре, подверженном влиянию соседнего пути, фильтра 6, настроенного на резонанс тока промышленной частоты, наведенное напряжение не выносится на путеукладчик 1.
Через элемент 7 сигнализации, питаемый от источника оперативного тока с частотой, отличной от промышленной, и напряжением, допустимым по условиям обеспечения электробезопасности, протекает ток.
Тем самым контролируется исправность цепи заземления путеукладчика 1 на зазем25 ленную контактную сеть 11.
При отсутствии контакта в цепи токоприемник 3 — контактная сеть 11, ток через элемент 7 сигнализации не протекает. Это указывает на неисправность в цепи заземления путеукладчика 1 на контактную сеть 11.
В случае попадания на путеукладчик 1 рабочего напряжения с соседнего пути срабатывает разрядник 4 и ток короткого замыкания протекает по контактной сети 11 через заземляющую штангу 12, рельсы 13 и далее на тяговую подстанцию. Происходит отключение тока короткого замыкания. Кратковременно возникающие в этом случае напряжения на корпусе путеукладчика 1, как показывают расчеты, являются
4О допустимыми по условиям обеспечения электробезопасности.

