Магнитоэлектрический датчик момента
1. МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДАТЧИК МОМЕНТА, содержащий постоянный магнит, манитопровод и рабочую обмотку , ось которой перпендикулярна оси намагниченности магнита, отличающийся тем, что, с целью упрош,ения изготовления, он содержит механически связанный с постоянным магнитом ферромагнитный сердечник , расположенный перпендикулярно оси намагниченности постоянного магнита, и два установленных с возможностью поворота вокруг оси ферромагнитных полуцилиндра, расположенных между постоянным магнитом и магнитопроводом, при этом рабочая обмотка расположена на ферромагнитном сердечнике. 2. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что зазоры между полуцилиндрами и магнитопроводом по крайней мере на порядок больше зазора между полуцилиндрами и полюсами .постоянного магнита с сердечником .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1154529 А (19) (11) 4(5D G 01 С 19/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2527348/40-23 (22) 23.09.77 (46) 07.05.85. Бюл. № 17 (72) Е. А. Измайлов (71) Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (53) 654.147.2 (088.8) (56) 1. Патент США № 3226972, кл. ?3 — 1, опублик. 1966.
2. Гироскопические системы. Под ред.
Д. С. Пельпора, ч. III. М., «Высшая школа», 1972, с. 406, (54) (57) 1. МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
ДАТЧИК МОМЕНТА, содержащий постоянный магнит, манитопровод и рабочую обмотку, ось которой перпендикулярна оси намагниченности магнита, отличающийся тем, что, с цепью упрощения изготовления, он содержит механически связанный с постоянным магнитом ферромагнитный сердечник, расположенный перпендикулярно оси намагниченности постоянного магнита, и два установленных с возможностью поворота вокруг оси ферромагнитных полуцилиндра, расположенных между постоянным магнитом и магнитопроводом, при этом рабочая обмотка расположена на ферромагнитном сердечнике.
2. Датчик по п. 1, от гичаюи(ийся тем, что зазоры между полуцилнндрами и магнитопроводом по крайней мере на порядок больше зазора между полуцилин. рами и полюсами .постоянного магнита с cåðäå÷ником.
115452g
ВНИИПИ Заказ 2679/34 ТиРаж 651 Подииеиое
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в прецизионных навигационных и гироскопических системах.
Известны устройства магнитоэлектрических датчиков момента, содержащие постоянный магнит, магнитопровод и установленные в зазоре между ними бескаркасные катушки, оси которых перпендикулярны намагниченности магнита (11.
Наиболее близким, к изобретению является датчик, состоящий из двухполюсного постоянного магнита, магнитопровода и бескаркасной обмотки, расположенной в воздушном зазоре между полюсами магнита и магнитопроводом, причем ось обмотки перпендикулярна оси намагниченности магнита (2).
Недостатком известных датчиков является высокая сложность их изготовления, связанная с необходимостью изготовления, формования и прецизионной сборки бескаркасных обмоток.
Целью изобретения является упрощение изготовления устройства.
Поставленная цель достигается тем, что датчик, содержащий постоянный магнит, магнитопровод и рабочую обмотку, ось которой перпендикулярна оси намагниченности магнита, содержит механически связанный с постоянным магнитом ферромагнитный сердечник, расположенный перпендикулярно оси намагниченности постоянного магнита, и два установленных с возможностью поворота вокруг оси ферромагнитных полуцилиндра, расположенных между постоянным магнитом и магнитопроводом, при этом рабочая обмотка расположена на ферромагнитном сердечнике.
Зазоры между нолуцилиндрами и магнитопроводом, по крайней мере, на порядок должен быть больше зазора между полуцилиндрами и полюсами магнита с сердечником.
На чертеже приведена схема предлагаемого ма гнитоэлектрического датчика момента.
Датчик состоит из постоянного,.магниита 1, магнитопровода (ярма) 2, рабочей омботки 3, ферромагнитного сердечника
4, закрепленного в нейтрали магнита 1 таким образом, что ось сердечника 4 перпендикулярна оси магнита 1, и двух полуцилиндров 5, расположенных в воздушном зазоре между магнитопроводом 2 и постоянным магнитом 1 с сердечником 4, так что зазоры между полуцилиндрами 5 и магнитопроводом 2 по крайней мере на порядок больше зазора между полуцилиндрами 5 и полюсами магнита 1 с сердечником 4.
Магнитонровод 2 и постоянный магнит 1 с сердечником 4 и рабочей обмоткой
3 являются неподвижной частью датчика.
Два полуцилиндра 5 представляют собой повижную часть датчика.
Датчик работает следующим образом.
При отсутствии тока в рабочей обмотке
3 и расположении полуцилиндров 5 так, как показано на чертеже, на полуцилиндры
5 не действует никакого момента, так как
10 в этом случае магнитная система полностью симметрична.
Указанная симметрия не нарушается и при поворотах полуцилиндров 5 в пределах, пока зазоры между ними находятся над полюсами сердечника 4. Таким образом, предлагаемый датчик, так же как и известные магнитоэлектрические датчики, не обладает реактивным моментом в пределах рабочих углов.
При наличии постоянного упра вляю20 щего тока в рабочей обмотке 3 симметрия магнитной системы нарушается, при этом полуцилиндры 5 стремятся повернуться к новой оси симметрий магнитной системы и на них действует момент, направление и величина которого определяются полярностью и величиной тока управления, протекающего в рабочей обмотке 3.
Величина момента может быть опредеделена из формулы
1 Pö b- Д, f, / о
ЗО д 14Юс + аЬ1. Ы.) где 1 — высота полуцилиндров 5;
I — управляющий ток;
W — число витков рабочей обмотки 3;
F — намагничивающая сила постоянного магнита 1; ро — магнитная проницаемость воздуха; а. — величина перекрытия полюса сердечника 4 одним полуцилиндром 5;
Ь вЂ” зазор между полуцилиндрами 5; с — толщина полуцилиндров 5;
40 d — ширина постоянного магнита 1; о — зазор между полуцилиндрами 5 и полюсами постоянного магнита 1 с сердечником 4.
В предлагаемом датчике магнитопровод
2 играет роль магнитного экрана. Для умень45 шения шунтирующего деиствия магнитопровода 2 необходимо, чтобы воздушный зазор между полуцилиндрами 5 и магнитопроводом
2 был по крайней мере на порядок больше воздушного зазора между полуцилиндрами
5 и полюсами постоянного магнита 1 с сердечником 4.
Предлагаемый датчик обеспечивает исключение бескаркасных обмоток, а следовательно, и процессы их изготовления, формования и прецизионной сборки.

