Составной маховик
1. СОСТАВНОЙ МАХОВИК, содержащий по крайней мере два диска с центральньмиотверстиями и посадочными поверхностями, взаимодействующие с ними центрирующие втулки, стяжные элементы и присоединительные цапфы, отличающийс я тем, что, с целью увеличения его прочности, центральные отверстия выполнены глухими резьбовыми с обоих торцов каждого диска на глубину, не превышающую профиля сечения диска, соответствующего диску равной прочности. стяжные элементы выполнены в виде резьбовых шпилек, размещенных с зазором по диаметру в резьбовых отверстиях. (Л ел СП
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(5!) F 6 F 15 30
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕ О 1ТИЙ (21) 2530775/25-28 (22) 07.10.77 (46) 07.05 .85. Бюл. У 17 (72) Н.В. Гулиа (71) Курский политехнический институт (53) 621.8.032.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 431343, кл. F 16 F 15/30, 1971 (прототип). (54)(57) 1. СОСТАВНОЙ МАХОВИК, содержащий по крайней мере два диска с центральными. отверстиями и по„„Я0„„1154501 садочными поверхностями, взаимодействующие с ними центрирующие втулки, стяжные элементы и присоединительные цапфы, о т л и ч а ю щ и йс я тем, .что, с целью увеличения его прочности, центральные отверстия выполнены глухими резьбовыми с обоих торцов каждого диска на ;. глубину, не превышающую профиля сечения диска, соответствующего диску равной прочности, стяжные элементы выполнены в виде резьбовых шпилек, размещенных с зазором по диаметру в резьбовых отверстиях.
1154501
2. Маховик по п. 1, о т л ич ающийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления. зазоры между торцами ободов дисков заполнены связующим материалом.
3. Маховик по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что поса1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к инерционным аккумуляторам, маховик которых выполнен составным, развитым вдоль оси вращения. 5
Известен составной маховик, содержащий по крайней мере два диска с центральными отверстиями и посадочными поверхностями, взаимодейст-. вующие с ними центрирующие втулки, 10 стяжные элементы и присоединительные цапфы. Центральные отверстия— сквозные, цапфы выполнены в виде посадочных элементов на концах центрального вала маховика, а стяж- 15 ные элементы - в виде гаек. Диски склеены или сварены друг с другом и с центрирующими втулками (1).
Недостатком .этого маховика является то, что в дисках выполнены 20 сквозные отверстия, снижающие их прочность, а также наличие зазоров между ободами дисков, что вызывает дополнительное аэродинамическое сопротивление при вращении маховика. 25
Целью изобретения является увеличение прочности маховика.
Цель достигается тем, что в составном маховике, содержащем по крайней мере два диска с центральными 30 отверстиями и посадочными поверхностями, взаимодействующие с ними центрирующие втулки, стяжные элементы и присоединительиые цапфы, центральные отверстия. выполнены глухими резьбовыми с обоих торцов каждого диска на глубину, не превышающую профиля сечения диска, соответствующего диску равной прочности, стяжные элементы выполнены в виде резьбо- j0 вых шпилек, размещенных с зазором по диаметру в резьбовых отверстиях. дочные поверхности присоединитель" ных цапф выполнены равными по диаметру посадочным поверхностям центрирующих втулок, а на торцах цапф, обращенных к дискам, выполнены аналогичные шпилькам реэьбовые выступы, размещенные в отверстиях дисков.
Для снижения аэродинамического сопротивления зазоры между торцами ободов дисков заполнены связующим материалом.
Кроме того, посадочные поверхности присоединительных цапф выполнены равными по диаметру посадочным поверхностям центрирующих втулок, а на торцах цапф, обращенных к дискам, выполнены аналогичные шпилькам резьбовые выступы, размещенные в отверстиях дисков.
На чертеже изображен составной маховик, разрез по оси.
Составной маховик содержит диски 1 с центральными глухими реэьбовыми отверстиями, в которых с зазором по диаметру размещены резьбовые шпильки 2. Центрирующие втулки 3 служат для взаимной центровки дисков 1 и цапф 4, имеющих резьбовые выступы 5. Диски соприкасаются по торцам их ободов, и зазор между ними заполнен связующим материалом б, например клеем, который одновременно служит и соединительным элементом, Цапфы 4 дополнительно соединяются с дисками болтами или штифтами (не показаны) для исключения проворачивания.
Отверстии в дисках выполняются таким образом. чтобы они не пересекали профиля сечения диска, соответствующего диску равной прочности, а осевой размер по ступицам— несколько меньше осевого размера ободов дисков. Все диски целесообразно выполнять одинаковыми и симметричными.
Сборку маховика осуществляют следующим образом.
Составитель М. Левинский
Техред М.Надь Корректор А. Зимокосов
Редактор Л. Гра тилло
Заказ 2671/33 Тираж 898
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делай изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская нвб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная-. 4
В резьбовое отверстие одного из дисков 1 завинчивают шпильку 2 и надевают на ступицу диска центрируюшую втулку 3. Резьба имеет диаметральный зазор, что облегчает наворачивание на шпильку 2 следующего диска и размещение его ступицы в той той же центрирующей втулке ° Перед соединением дисков по торцам ободов последние покрываются связующим материалом 6, что предотвращает последующее проворачивание дисков 1 и,исключает попадание воздуха в зазор между ними, что снижает аэродинамические потери. Также присоединяются и последующие диски.
К ступицам крайних дисков анало154501 4 гичнь|м образом крепятся присоединительные цапфы 4. Количество дисков определяется иэ конструктивных и прочностных соображений.
При работе составной маховик вращается как единая деталь, в которой все диски 1 жестко скреплены друг с другом посредством центрирующих втулок 3, шпилек 2 и свя10 эующего материала б.
Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить прочность маховика, снизить. потери энергин, что позволяет использовать его на повышенных скоростях при соответствующем снижении габаритов и массы.


