Маховик
МАХОВИК, содержащий центральную часть, корытообразный барабан и обод, выполненный в виде навитой с натягом на барабан проволоки, о т личающийся тем, что, с целью повышения надежности при высоких окружных скоростях вращения, барабан и центрашьная часть .выполнены из упругого материала, относительное удлинение которого при нагружении центробежной силой больше, чем у материала обода в окружном направлении. 5 1 00 со СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5i) F 16 F 15/30
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 900556/25-28 (22) 15.05.64 (46) 15.10.83. Бюл. Р 38 (72) Н. В. Гулиа (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (53) 621-562(088.8) (56) 1. Патент Франции Р 506213, кл. 47Ь, 28, 1920 (прототип).
„„Я0„„1048196 А (54) (57) МАХОВИК, содержащий центральную часть., корытообразный барабан
1 и обод, выполненный в виде навитой с натягом на барабан проволоки, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности при высоких окружных скоростях вращения, барабан и центральная часть .выполнены из упругого материала, относительное удлинение которого при нагружении цент.робежной силой больше, чем у материа- ла обода в окружном направлении.
1 10"48196
Составитель Г.Алехов
Редактор И.Касарда Техред C,Ìèãóêîâà Корректор И.Эрдейи
Заказ 7900/40 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционных, аккумуляторах.
Известен маховик, содержащий центральную часть, корытообразный металлический барабан и обод, выполненный в виде навитой с натягом на барабан проволоки (1 3.
Недостатком этого маховика является его низкая надежность, особенно при высоких окружных скоростях враще- 10 ния, так как происходит отслоение обода от барабана.
Цель изобретения — повышение надежности при высоких окружных скоростях вращения. 15
Укаэанная цель достигается тем, что в маховике, содержащем центральную часть, корытообраэный барабан и обод, выполненный н виде навитой с натягом на барабан проволоки, барабан20 и центральная часть выполнены из упругого материала, относительное удлинение которого при,нагружении центробежной силой больше, чем у ìàòåðèàла обода в окружном направлении.
На чертеже изображен маховик.
Маховик содержит центральную часть 1, связанный с ней корытообразный барабан 2 и обод 3, изготовленный иэ высокопрочной проволоки прямоугольного, круглого или иного сеченияЗ0 путем катушечной навивки с натягом на . барабан 2. B.öåíòðàëüíóþ часть 1 мо. гут быть встроены мотор-генератор, магнитная муфта или другое сррдство для съема крутящего момента (на чер- Ç5 теже не показаны .
Центральная часть 1 и барабан 2 выполнены иэ легкого упругого материала, относительное удлинение которо- 40 го при нагружении центробежной силой больше, чем y материала проволочного обода 3 в окружном направлении, например из капрона.
Для эксплуатации в стационарных 45 условиях, где на проволочный обод не действуют динамические нагрузки, начало и конец проволочной, обмотки ан- керуются в боковых щеках барабана при помощи, например клиновых анкеров (на чертеже не показаны ), а между витками проволоки находится смазка для обеспечения равномерйого натяга всей проволоки обода. Такой обод при обрыве проволоки не дает осколков °
Для эксплуатации при больших динамических нагрузках на обод витки проволоки, с целью обеспечения их устойчивого взаимного расположения, свариваются друг с другОм холодной диффузионной сваркой в вакууме, не влияющей на прочность материала, либо склеиваются, например клеем на эпоксидной основе. В этом случае обод ра- . ботает как монолитный.
Маховик работает следующим образом.
Во время вращения при некоторой, так называемой "высвобождающей" угловой скорости должно происходить отслоение обода 3 от барабана 2. Однако, поскольку относительное удлинение материала барабана 2 и центральной части 1 при вращении больше, чем у материала обода 3, этого не происхо- . дит., а, наоборот, по мере увеличения угловой скорости натяг между ободом
3 и барабана 2 увеличивается.
Вследствие ограничения деформации барабана 2 проволочным ободом 3, напряжения в барабане 2 при достижении напряжений в ободе 3 равных пределу его прочности, весьма малы (почти в
8 раз меньше предела прочности капрона ).
Прочность проволочного обода на разрыв значительно превышает прочность монолитного литого или кованого и запас кинетической энергии в нем .выше { в 15 раз для обода со смазкой,.в 5-6 раз для омонолнченного обода ).
Предлагаемое изобретение повышает надежность маховика при высоких скоростях вращения за счет самоустановки обода и отсутствия отслоения его от барабана.

