Ведущее колесо гусеничного движителя
1. ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, содержащее ступицу, зубчатый венец, зубья которого установлены отйосительно ступицы подвижно с панощыо хвостовиков, привод для радиального перемещения зубьев, о т л н ч а ю щ е е с я тем, что, с целыо повышения надежности, оно сна(бжено неподвижным фланцем, на стугоше закреплен диск, в котором установл ены снловые цилиндры двустороннего действия н выполнены каналы дпя подвода рабочего тела з эти цилиндры, штоки сипорых цилиндров связаны с. хвостовиками зубьев, а неподвижный фланец )выполнёй с распределительными канавками, взаимодействующими с каналами диска. 2.Колесо поп, 1, отлича ющ е е с я тем, что распределительные канавки выполнены кольцевыми на цилиндрической поверхности фланца, первая кольцевая канавка расположена в плоскости каналов диска, связанных с одной полостью силовых цилиндров, и соединена с источником давления, а вторая кольцевая канавка выполнена в плоскости каналов диска, связанных с другой полостью силовых цилиндров , и разделена по окружности 3 двумя перемычками на два сектора один из которых равен углу зацепле ния ведущего колеса с гусеницей движителя и соединен со сливом, а другой сектор соединен с первой кольцевой канавкой. 3.Колесо попп. 1и2, отличающееся тем,.что хвостовики зубьев связаны со штоками силовых цилиндров через упругие элементы. С71 tsD 00 сд О)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4(5Ц
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕ П=НИЙ И OTHPbfTMA (2!) 3678280/27-11 (22) 21.12.83 .(46) 30.04.85. Вюл. К 16 (72) Л.М.Файнлейб и Ю.З.Камшилов (53) 629.1.032(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
М 992298, кл. В 62 D 55/12, 30.01..83.
2. Авторское свидетельство СССР .В !076345,кл. В 62 D 55/12, 29.02.84..(54) (57) 1. ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНО»
ГО ДВИЖИТЕЛЯ. содержащее ступицу, зубчатый венец, зубья которого уста-ноВлены относительно ступицы подвижна с помощью хвостовиков, привод для радиального перемещения зубьев, о т л н ч а в щ е е с я тем, что, с. целью повышения надежности, оно снабжено неподвижным фланцем, на ступние закреплен диск, в котором установлены силовые цилиндры двустороннего действия н выполнены каналы для подвода рабочего тела з эти цилиндры, штоки силовых цилиндров связаны с . хвостовикамн зубьев, а неподвижный фнанец выполнен с распределительными
„„SU,, 1152856 A канавками, взаимодействующими с каналами диска.
2. Колесо по и, 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что распределительные канавки выполнены кольцевыми на цилиндрической поверхности фланца, первая кольцевая канавка расположена в плоскости каналов диска, связанных с одной полостью силовых цилиндров, и соединена с источником давления, а вторая кольцевая канавка выполнена в плоскости каналов диска, связанных с другой полостью силовых ци.линдров, н разделена по окружности двумя перемычками иа два сектора» один из которых равен углу зацепления ведущего колеса с гусеницей движителя и соединен со сливом, а другой сектор соединен с первой кольцевой канавкой.
3. Колесо по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем,.что хвостовики зубьев связаны со штоками силовых цилиндров через упругие элементы.
1152856
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.
Известно ведущее колесо гусеничного движителя, содержащее ступицу и раздвижные элементы зубчатого венца )1) .
Однако в таком колесе элементы зубчатого венца раздвигаются вручную, несинхронно, что.усложняет обслуживание и приводит к ненадежности зацепления колеса с гусеницей транспортного средства.
Известно также ведущее колесо гусеничного движителя, содержащее ступицу, зубчатый венец, зубья которого установлены относительно ступицы подвижно с помощью хвостовиков, привод для радиального перемещения зубьев f2) .
В таком колесе зубья раздвигают. ся синхронно на одинаковую величину, однако износ их происходит неравномерно и кроме того, жесткая установка зубьев приводит к динамическим ударным нагрузкам, а все это снижает долговечность и надежность колеса.
Цель иэобретения — повышение на30 дежности ведущего колеса.
Цель достигается тем, что ведущее колесо гусеничного движителя, со- держащее ступицу, зубчатый венец, зубья которого установлены относительно ступицы подвижно с помощью хвостовиков, привод для радиального перемещения зубьев, снабжено неподвижным фланцем, на ступице закреплен диск, в котором установле- ны силовые цилиндры двустороннего действия и выполнены каналы для подвода рабочего тела в эти цилиндры, штоки силовых цилиндров связаны с хвостовиками зубьев, а неподвижный фланец выполнен с распределительными 45 канавками, взаимодействующими с каналами диска.
Кроме того, распределительные канавки выполнены кольцевыми на цилиндрической поверхности фланца, первая э0 кольцевая канавка расположена в плоскости каналов диска, связанных с одной полостью силовых цилиндров, и соединена с источником давления, а вторая кольцевая канавка выполне- SS на в ппоскости каналов диска, связанных с другой полостью силовых цилиндров, и разделена по окружности двумя перемычками на два сектора, один иэ которых равен углу зацепления ведущего колеса с гусеницей движителя и соединен со сливом, а другой сектор соединен с первой кольцевой канавкой.
Кроме того, хвостовики зубьев связаны со штоками силовых цилиндров через упругие элементы.
На фиг.l показано ведущее колесо, вид сбоку; на фнг.2 — диаметральный разрез колеса; на фиг.3 фланец в плоскости одной канавки, раэ реэ А-А на фиг.2; на фиг.4 — фланец в плоскости другой канавки, разрез Б-Б на фиг.2.
На шлицах ступицы 1 установлен и зафиксирован гайкой 2 со шплин- том 3 фигурный диск 4. Фланец 5 тор-. цовой поверхностью неподвижно закреплен на раме движителя, а наружной цилиндрической поверхностью входит в прецизионный подвижный контакт с внутренней полостью диска 4. К диску 4 крепится корпус 6, в радиальных отверстиях которого подвижно установлены элементы зацепления 7 в виде зубьев, образующие зубчатый венец. Элементы зацепления 7 имеют внутреннюю полость, в которой подвижно размещен шток 8. Шток 8 через фланец 9 жестко соединен с поршнем 1() силового гидроцилиндра 11. Нижнее положение штока 8 ограничивается фик-— сатором 12,закрепленным на торце элемента зацепления 7. Между фиксатором
12 и фланцем 9 установлена пружина сжатия 13. сланец 5 имеет распределительные кольцевые канавки 14 и 15. Канавка 14 выполнена по всей длине цилиндрической поверхности, а канавка 15 — с двумя перемычками 16 и 1?, которые делят канавку 15 на два. сектора 18 и 19. Канавка 14 и сектор 18 канавки 15 соединены аксиальным отверстием 20 между собой и с нагнетательной магистралью 21.
Сектор 19 канавки 15 соединен через аксиальное отверстие 22 со сливной магистралью 23. Перемычки 16 и 17 удалены друг от друга по окружности фланца 5 на величину центрального угла, равного углу зацепления гусеницы 24 с ведущим колесом.
Диск 4 имеет радиальные отверстия 25 и 26. Первые расположены в плоскости канавки 14 и соединены трубопроводом 27 с нижней полостью
3 ll52 каждого гидроцилиндра II, Отверстия
26 расположены в плоскости канавки 15 и через трубопровод 28 соединены с верхней полостью каждого гидроцилиндра 11.
Герметичность колеса обеспечивается с помощью крышек 29 и 30, стыковочные поверхности которых снабжены уплотнениями 31. Кроме этого, уплотнения 32, 33 и 34 установлены соответственно на хвостовиках элементов зацепления 7 в месте сопряжения фланца 5 со ступицей 1 и в контакте с диском 4.
Ведущее колесо работае1 следующим образом.
Ступица 1 передает крутящий момент диску 4, который вместе со всеми . другими прикрепленными к нему деталями вращается относительно неподвиж20 ного фланца 5. К фланцу 5 подсоединена нагнетательная:магистраль 21 с давлением P масла. Масло под этим давлением через аксиальное отверстие 20, канавку 14 фланца 5, радиальное отверстие 25 диска 4 и трубопровод 27 подается постоянно в нижнюю полость всех гидроцилинд ров 11.
Для элементов зацепления 7, на-. ходящихся вне зоны угла зацепления с гусеницей 24, в верхнюю полость. гидроцнлиндров ll через сектор 18 канавки 15 фланца 5, радиальное от- верстие 26 диска 4 и трубопровод 28 подается давление P. Последнее является противодавлением по отношению к давлению, подаваемому в нижнюю полость гидроцилиндра 11. Поэтому элементы зацепления 7 при выходе из контакта с колесом фиксируются 40 на том радиальном уровне выдвижения, на котором они вышли из зацепления с гусеницей.
856 1
Для элементов зацепления 7, находящихся в зоне угла зацепления с ry" сеницей 24, верхняя полость гидроцйлиндров 11 через сектор 19 канав- ки 15 и аксиальное отверстие 22 фланца 5 соединена со сливной магистралью 23. Поэтому под действием давления P в нижней полости гидро., цилиндров 11 элементы зацепления 2
"автоматичеСки индивидуально раздвиrance в радйапьиом направлении до полного выбора зазора в шарнирах, образовавшегося в результате износа деталей гусеницы.
При входе в контакт. : с,гусеницей 24 под действием реакции со сторойы гусеницы элементы зацепления 7 перемещаются в радиальном направлении по штоку 8, сжимая упругий элемент в .виде пружины 13, чем: дости-. гается демпфирование ударной нагруженности зацепления. Жесткость пружины 13 выбирается в соответствии с действующими в движителе ударными нагрузками н условиями . беспрепятственного вхождения .гусеницы в зацепление с колесом.
Применение на гусеничных движителях ведущих колес предлагаемой конструкции йозволяет осуществить условия работц каждого элемента зацепления ведущего колеса при контак те с гусеницей с учетом рассеивания износа деталей шарниров, что обеспечивает повышение долговечности колеса идеталей гусеницы врезуль тате снижения скорости износа их трущихся поверхностей.
При этом снижается нагруженность деталей колеса в результате демпфирования ударной составляющей нагрузки, что позволяет уменьшить также металлоемкость колеса за счет уменьшения сечения деталей.
)152856
Фиг. 3
))52856
II52856
Qод уацелпения
Фагот
Фиь. Ф
Составитель В.Лысунец
ТехРед M.Ïàðoöàé КоРРектоРЕ,Рошко
Редактор В,Ковтун
Заказ 2414/17 Тираж 601 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР па делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4





