Механизм для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ДОВОРОТА И ФИКСАЦИИ ШПИНДЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ УГЛОВОМ ПОЛОЖЕНИИ, содержащий гидроцилиндр, на штоке которого выполнен участок, предназначенный для контактирования в момент фиксации с аналогичным участком элемента, установленного на шпинделе, отличающийся тем, что с целью повышения надежности работы, механизма , элемент, установленный на шпинделе , выполнен в виде шестерни со срезанной плош,адкой, образуюш,ей участок для контактирования с упомянутым участком штока, причем на последнем выполнена зубчатая рейка, установленная с возможностью зацепления с шестерней, a крайний зуб рейки выполнен в виде подпружиненного штыря , установленного с возможностью перемещения в радиальном направлении.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(59 В 23 52
1
in 6
) 43
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
БКБЛИОТЕ .(А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3697386/25-08 (22) 07.12.83 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) К. И. Покидин (71) Рязанский филиал Центрального опытно-конструкторского проектно-технологического бюро Всесоюзного научно-производственного объединения «Ремдеталь» (53) 621.952.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 330934, кл. В 23 Q -5/12, 1971 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ДОВОРОТА И
ФИКСАЦИИ ШПИНДЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ УГЛОВОМ ПОЛОЖЕНИИ, со,SU„„1144837 А держащий гидроцилиндр, на штоке которого выполнен участок, предназначенный для контактирования в момент фиксации с аналогичным участком элемента, установленного на шпинделе, отличающийся тем, что с целью повышения надежности работы, механизма, элемент, установленный на шпинделе, выполнен в виде шестерни со срезанной площадкой, образующей участок для контактирования с упомянутым участком штока, причем на последнем выполнена зубчатая рейка, установленная с возможностью зацепления с шестерней, а крайний зуб рейки выполнен в виде подпружиненного штыря, установленного с возможностью перемещения в радиальном направлении.
ll !
Изобретение относится к станкостроению, а точнее к механизмам для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении.
Известны .механизмы для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении, содержащие гидроцилиндр, на штоке которого выполнен участок, предназначенный для конта ктирования в момент фиксации с аналогичным участком элемента установленного на шпинделе (1).
Недостатком известного механизма является малая надежность в работе.
Цель изобретения — повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что в механизме для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении, содержащий гидроцилиндр, на штоке которого выполнен участок, предназначенный для контактирования в момент фиксации с аналогичным участком элемента, установленного на шпинделе, указанный элемент выполнен в виде шестерни со срезанной площадкой образующей участок для контактирования с упомянутым участком штока, причем на последнем выполнена зубчатая рейка, установленная с возможностью зацепления с шестерней, а крайний зуб рейки выполнен в виде подпружиненного штыря, установленного с возможностью перемещения в радиальном направлении.Такое выполнение механизма повышает надежность его работы.
На фиг. 1 показан предлагаемый механизм по оси Гидроцилиндра, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 2.
44837
10
35 но таким образом, чтобы при выходе из зацепления с рейкой последнего зуба 15 шестерни 9, остальные зубья шестерни 9 не касались скоса в рейки 4.
На штоке выполнен участок б п редназначенный для контактирования в момент фик сации с аналогичным участком а шестерни
9, на которой образованы два крайних зуба 15 и 16.
Механизм работает следующим образом
После остановки вращения шпинделя
10 рабочую жидкость под давлением подают в полость д цилиндра 2. Движение штока 3 передается рейке 4. При прикосновении зуба 5 рейки 4 в наиболее неблагоприятной критической точке к зубу 16 шестерни 9 с помощью пружины 6 и за счет разности угла приложения усилия зуба 5 и зуба 16 зуб 5 частично утопнет в противоположном направлении вершины самого зуба и при дальнейшем перемещении рейки
4 оставит шестерню 9 в положении для совмещения участка а с участком б, а при дальнейшем перемещении рейки 4 с помощью скоса в на рейке 4, участки а и б совместятся, зафиксировав шестерню 9 с рейкой 4, что будет соответствовать определенному зафиксированному угловому положению шпинделя 10.
В остальных случаях соприкосновением зуба 5 с зубьями шестерни 9 будет осуществляться зацепление зубьев рейки 4 и зубьев шестерни 9, при дальнейшем перемещении рейки 4 будет положение предварительного совмещения участка а с участком б и при дальнейшем перемещении рейки 4 за счет скоса в участки а и б совместятся, зафиксировав шестерню с рейкой 4.
Механизм для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении содержит корпус 1, гидроцилиндр 2, на штоке 3 которого закреплена зубчатая рейка 4. Крайний зуб 5 рейки 4 представляет собой подпружиненный в радиальном направлении пружиной 6 относительно упора 7 штырь, наружный конец 8 которого выполнен по конфигурации зуба рейки 4, а вершина закруглена. В свободном подпружиненном состоянии подвижный зуб 5 выступает по высоте в радиальном направлении по отношению к остальным зубьям рейки 4, а в поджатом состоянии зуб 5 по высоте принимает размер остальных зубьев рейки 4. Шестерня 9 со срезанной площадкой а на зубчатом венце в плоскости, параллельной оси шестерни, закреплена на шпинделе 10 с помощью шпонки 11. На шестерне 9 закреплена планка 12.
Рейка 4 имеет равное количество зубьев с количеством зубьев, имеющимся на срезанной шестерне 9. На рейке 4 закреплена планка 13 со скосом г. Расстояние последнего зуба 14 рейки 4 до скоса в выполне40
Для предотвращения вторичного зацепления зубьев шестерни 9 с зубьями рейки 4 в случае инерционного поворота шпинделя
10 в позиции зацепления шестерни 9 с рейкой 4 с любым последующим зубом прикреплена планка 12 к шестерне 9 и планке 13 со скосом г к рейке 4, которые при их соприкосновении препятствуют провороту шестерни 9 относительно рейки 4, предотвращая этим вторичное зацепление шестерни 9 с рейкой 4 и при дальнейшем движении рейки
4 участки а и б совместятся.
В положении зацепления зуба 5 с зубьями шестерни 9 зуб 5 утопнет до размера одинакового по высоте с остальными зубьями рейки 4 за счет сжатия пружины 6 зубом
5 до упора 7, а при выходе из зацепления зуб 5 примет прежнее положение за счет пружины 6.
Для расфиксации и включения вращения шпинделя надо механизм доворота отключить следующим образом. Рабочую жидкость под давлением подать в полость г, тогда движение штока 3 передается рейке
1144837
Составитель В. Кутурин
Редактор А. Авраменко Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 1016/11 Тираж 838 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
4, которая свободно отойдет от шестерни 9, освободив ее от фиксации и при дальнейшем ходе рейки 4 от шестерни 9 в свое исходное положение, освободит блокировку вращения шпинделя 10. Шпиндель 10 по3
8 фиг. 2
4 лучит возможность включаться и свободно вращаться.
Такое выполнение механизма позволяет значительно повысить надежность его работы.


