Устройство для уменьшения водообмена через судопропускное отверстие между акваториями
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ. УМЕНЬШЕНИЯ ВОДООБМЕНА ЧЕРЕЗ СУДОПРОПУСКНОЕ ОТВЕРСТИЕ МЕЖДУ АКВАТОРИЯМИ, содержащее имеющие поплавки два пролетных строения, прикрепленных одним концом к боковым стенкам судопропускного отверстия и смыкакицихся свободньми концами в его середиие с ВОЗМОЖНОСТЬЮ раскрытия отверстия для пропуска судна, р т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .уменьшения материалоемкости, каждое пролетное строение выполнено в виде гибкого полотнища и зайкнутых горизонтальных подвижных Тросовых ТЯГ, размещенных у дна судопропускного отверстия перпендикулярно его оси, а поплавки прикреплены к полотнищу , по всей его длине с интервалами и имеют грузы, которые закреплены к поплавкам при помощи гибких связей, причем грузы концевых поплавков жестко прикреплены к тягам, а остальные установлены с возможностью сво- С бодного перемещения по ним. 2. Устройство по п.1 о Т л и чающееся тем, что оно снабжено упорами, установленными на дне отверстия в створе смыкания пролетных строений, с которыми взаимодействуют грузы концевых тяг. . ел
4 (51) Е 02 В 7/20
О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМИТЕТ СССР
Л Й Е Ю
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИД1:П. ЛЬСТВУ
Риз.1
10 (21) 3526916/29- 15 (22) 24,12,82 (46) 23.02,85.Бюп.9 7 (72) „Н.Шабрин и В.М.Пархисенко (71) Институт гидромеханики АН Украинской ССР (53) 627.833 (088.8) (56) 1. Патент Франции У 2393112, кл. E 02 В 7/20, 1981. . 2; Авторское свидетельство СССР
Р 1008350, кл. Е 02 В 15/04, 1978 (прототип). (54)(57) l. УСТРОЙСТВО ДЛЯ. УМЕНЬШЕНИЯ ВОДООБМЕНА ЧЕРЕЗ СУДОПРОПУСКНОЕ
ОТВЕРСТИЕ МЕЖДУ АКВАТОРИЯМИ, содержащее имеющие поплавки два пролетных строения, прикрепленных одним концом к боковым стенкам судопропускного отверстия и смыкающихся свободными концами в его середине с возможностью раскрытия отверстия
/ для пропуска судна, р т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью .уменьшения материалоемкости, каждое пролетное строение выполнено в виде гибкого полотнища и замкнутых горизонтальных подвижных тросовых тяг, размещенных у дна судопропускного отверстия перпендикулярно его оси, а поплавки прикреплены к полотнищу по всей его длине с интервалами и имеют грузы, которые закреплены к поплавкам при помощи гибких связей, причем грузы концевых поплавков жестко прикреплены к тягам, а остальные установлены. с "возможностью сво-! бодного перемещения по ним.
2. Устройство по и. l, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено упорами, установленными на дне отверстия в створе смыкания пролетньм строений, с которыми взаимодействуют грузы концевых тяг °
1141150 2
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в составе механического оборудования гидросооружений на границе пресного и соленого водоемов.
Известен затвор, содержащий эластичное полотнище, одной стороной прикрепленное к дну, а другой посредством тросов связанное с лебедкой (1 ).
Это устройство oTKpb:вает судопропускное отверстие на всю ширину, что приводит к значительному водообмену между разделяемыми водоемами .
Известно также устройство для уменьшения водообмена через судопропускное отверстие между акваториями, включающее имеющие поплавки два пролетных строения, прикрепленных одним концом к боковым стенкам судопропус;кного отверстия и смыкающихся свободными концами в его середине с возможностью раскрытия отверстия для пропуска судна 1 23.
Недостатком этого устройства является высокая материалоемкость за счет расположения поплавков по всей ширине судопропускного отверстия, Цель изобретения — уменьшение материалоемкости.
Эта цель достигается тем, что в устройство для уменьшения водообмена через судопропускное отверстие между акваториями, содержащем имеющие поплавки два пролетных строения, прикрепленных одним концом к боко" вым стенкам судопропускного отверстия и смыкающихся свободными концами в его середине с возможностью
40 раскрытия отверстия для пропуска судна, каждое пролетное строение выполнено в виде гибкого полотнища и замкнутых горизонтальных подвижных тросовых тяг, размещенных у дна судо45 пропускного отверстия перпендикулярно его оси, а поплавки прикреплены к полотнищу по всей его длине с интервалами и имеют грузы, которые закреплены к поплавкам при помощи гибких связей, причем грузы концевых поплавков жестко прикреплены к тягам, а остальные установлены с возможностью свободного -перемещения по ним, 5
25
Кроме того, устройство снабжено упорами, установленными на дне отверстия в створе смыкания пролетных строений, с которыми взаимодействуютт грузы концевых тяг.
На фиг. 1 изображено устройство в закрытом положении, вид со стороны нижнего бьефа; на фиг. 2 — то же, в открытом положении; на фиг,Звид А -на фиг.2.
Устройство включает пролетные строения, которые могут быть симметричными и несимметричными, Каждое пролетное строение набрано из секций, состоящих из поплавков 1 и гибких полотнищ 2, которые с помощью крепежных устройств 3 соединены с поплавками 1. Последние соединены гибкими связями 4 с грузами 5, которые насажены на подвижные тросовые тяги 6 и могут свободно перемещаться по нему. Груз 7, принадлежащий поплавкам 1 со стыковочным устройством 8, прикреплен к тяге 6, которая эакольцована через большие 9 и малые 10 блоки вращения.
Устройство может состоять из двух не связанных друг с другом пролетных строений или одного. В последнем случае пролетное строение перекрывает все судопропускное отверстие и крепится к одной иэ боковых сте- .
- нок 1) судопропускного отверстия,, а стыковочное устройство 8 устанавливают на концевом поплавке 1 и про- тивоположной боковой стенке отверстия. Позицией 12 обозначены упоры, Устройство работает следующим образом.
Приведенная в движение тяга 6 заставляет перемещаться груз 7 либо в сторону стенок 11, либо к месту стыковки пролетных строений до ограничительных упоров 12, установ ленных на дне судопропускного отверстия. IIDH перемещении в сторону стенок 11 грузы,7 приходят в соприкосновение с соседними грузами 5, в результате чего сдвигающее усилие . тяги 6 передается соседним .секциям и они начинают двигаться последовательно одна за другой. Размер открывающегося отверстия зависит от габаритов пропускаемого судна .(фиг ° 2).
После пропуска судна тяга 6 приводится в движение в противоположном направлении и груз 7 начинает растягивать секции пролетных строеиг.2 дидА
Составитель А.Кононов
Техред С. йовжий
Корректор, М.Демчик
Редактор Н.Лазаренко
Заказ 457/23 Тираж б49 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, -35 Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 ний до момента, пока ся в ограничительный ковочные устройства строений не войдут в ние 1
ll4ll50 4 груз 7 не упрет- Использование изобретения позвоупор 12 и сты- лит уменьшить материалоемкость уст8 пролетных ройства за счет выполнения пролетсоприкоснове- ных строений из гибкого тонкостен5 ного материала.


