Способ соединения деталей
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ , преимущественно листовых, заключающийся в образовании отверстия в одной детали и формировании цилиндрического выступа на сопрягаемой деталн под отверстие, сборке деталей н последующем пластическом деформировании выступа, отличающийся тем, что, с целью повышения качества соединения и расширения номенклатуры получаемых нзделнй, перед сборкой участку детали с отверстием в зоне последнего придают форму усеченного конуса, диаметр меньшего основання которого равен днаметру отверстия, а при сборке деталь с отверстием ориентируют коническим выступом в сторону детали с цилиндрическим выступом .
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕаЪБЛИК.уды В 21 D 39/03
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3536182/25-27
22) 07.01.83
46) 23.02.85. Бюл. № 7
72) С. Д. Жовтобрюх и К. Н. Ивахтин
71) Украинский государственный проектнотехнологический и экспериментальный институт «Укроргстанкинпром» (53) 621.976 (088.8) (о6) t. Зубцов М. Е. Листовая штамповка, Л., 1980, с. 256.
2. Патент Японии № 5129995, кл. В 21 D 39/00, 1976 (прототип).
) (57) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЕЙ, преимущественно листовых, заключаю,„5U 1140862 A щийся в образовании отверстия в одной детали и формировании цилиндрического выступа на сопрягаемой детали под отверстие, сборке деталей и последующем пластическом деформировании выступа, отюьчвощыйся тем, что, с целью повышения качества соединения и расширения номенклатуры получаемых изделий, перед сборкой участку детали с отверстием в зоне последнего придают форму усеченного конуса, дйаметр меньшего основания которого равен диаметру отверстия, а при сборке деталь с отверстием ориентируют коническим выступом в сторону детали с цилиндрическим высту- пом.
1140862
ВНИИПИ Заказ 375/9 Тираж 775 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использова
Яо для соединения деталей пластическим деформированием.
Известен способ сборки листовых деталей штамповкой путем гибки, отбортовки, обжима и их комбинации (1).
Недостатком этого способа является то, что в результате температурных воздействий и времени наблюдается релаксация напряжений в месте соединения деталей.
Известен способ соединения деталей, заключающийся в образовании отверстия в одной детали и формировании цилиндрического выступа на сопрягаемой детали под отверстия, сборке деталей и последующем пластическом деформировании выступа (2).
Недостатком известного способа являетея то, что в результате действия остаточных упругих деформаций со временем происходитрелаксация напряжений, т.е. снижается натяг в зоне соединения, получаемый при расклепывании выступа, что приводит к самопроизвольному разъединению деталей.
Целью изобретения является повышение качества соединения и расширение номенклатуры получаемых изделий.
Поставленная цель достигается тем, что при способе содинения деталей, преимущественно листовых, заключающемся в образовании отверстия в одной детали и формировании цилиндрического выступа на сопрягаемой детали под отверстие, сборке деталей и последующем пластическом деформировании выступа, перед сборкой участку детали с отверстием в зоне последнего придают форму усеченного конуса, диаметр меньшего основания которого равен диаметру отверстия, а при сборке деталь е отверстием ориентируют коническим выступом в сторону детали с цилиндрическим выступом.
На фиг. 1 показана схема сборки н соединения деталей; на фиг. 2 — деталь с коническим выступом.
Предварительно участку детали 1 в зоне отверстия придают форму усеченного конуса и пробивают в его вершине отверстие, затей в сопрягаемой детали 2 пробивают отверстие а по его периметру формируют цилиндрический выступ диаметром, равным диаметру отверстия в детали 1, после чего производят сборку деталей 1 и 2 и их последующее соединение путем деформирования деталей на оправке 3 с помощью составного пуансона 4 в патрице 5.
Пример. На плоской детали 1, выполненной из спла " А84, толщиной 5 мм формируют выступ в виде усеченного конуса высотой 12 мм и внутренним диаметром меньше15 го основания 16 мм. Угол наклона образующей конуса 20-25 . В дне конического выступа пробивают отверстие а= 15 мм, в детали 2 отверстие диаметром 5 мм и производят отбортовку. При этом наружный диаметр борта получают равным 14,8 мм. После этого о производят сборку деталей 1 н 2. При этом деталь 1 фиксируется по отбортованному борту. Затем пуансоном 4 воздействуют на деталь 1, т.е. подвергают ее плоской правке, при этом уменьшается диаметр пробитого отверстия до 14,8 мм, обеспечивая плотное соединение с деталью 2. По контурам отверстия детали образуется фаска под углом, равным углу наклона образующей конуса. Деталь 1 приобретает плоскую форму.
Полученный борт подвергают осадке. Г3ри этом избыток металла борта заполняет полученную фаску на детали 1, образуя неразъемное соединение.
Таким образом, за счет создания в зоне соединения деталей сжимающих напряже35 ний обеспечивается качественное соединение деталей, исключающее самопроизвольное их разъединение. Способ может быть применен как для соединения листовых деталей, так и листовых с полыми и стержневыми.
Использование предлагаемого способа по сравнению с известным, обеспечивает повышение качества соединения и расширение номенклатуры получаемых деталей.

