Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной цитающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору , гидробак, к которому подключены всасывающие магистрали главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенньш к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, включающей гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем , и сливную магистраль гидродвигателя , соединяющую его с гидробаком, отличающееся тем, что, (Л с целью повышения эффективности работы системы охлаждения и уменьшения габаритов теплообменника, устройство снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость подключена гидролинией слива, оо в которой установлен обратный клапан, к напорной магистрали между гидронаО5 сосом и гидродвигателем. 00 vl

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (бд) В 60 K 17/10

iaaf а, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Ю

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3646609/27-11 (22) 23.09.83 (46) 30.12.84. Вюл. № 48 (72) Н.M. Нишчик, Е.В. Нишчик и А.Н. Митяненко (71) Минский» дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113-565(088.8) (56) 1. Колесное шасси МАЗ-543 и его модификация. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Изд-во

Министерства обороны СССР, М., 1977, с. 102.

2. Конструкции автомобилей. Экспресс-информация. N.. 1979, № 11, НИИНавтопром, с. 11. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОХЛАРДЕНИЯ

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформа„„SU„„1131687 A тору, гидробак, к которому подключены всасывающие магистрали главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, включающей гидронасос со всасывающей гидролинней, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, соединяющую его с гидробаком, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности ра— боты системы охлаждения и уменьшения габаритов теолообиеииика, устройство снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость подключена гидролинией слива, > в которой установлен обратный клапан, 1,"ф к напорной магистрали между гидрона- > а сосом и гидродвигателем. С5

4 1131687

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для охлаждения гидромеханических передач большегрузных автомобилей.

Известно устройство для охлаждения гидромеханической передачи большегрузного автомобиля, состоящее из замкнутого контура гидротрансформатора, включающего тецлообменник и насос подпитки, циркуляционного контура коробки передач, включающего питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидро- 15 бак, откачивающий насос и теплообменник, и контура гидропривода вентилятора и водяного насоса системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащего гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенной к гидробаку, гидродвигатель, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоединенную к гидробаку (1) .

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, состоящее из замкнуто-ЗО

ro контура гидротрансформатора, включающего насос подпитки и теплообменник, циркуляционного контура коробки передач, включающего главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подключенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидробак, к которому подключено всасывание главного и вспомогательного питающих насосов, 40 поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник, и циркуляционного контура гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеха- 45 нической передачи, содержащего гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенной к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль; соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоединенную к гидробаку (2j .

В известных устройствах производительность вентилятора, связанного с гидродвигателем, питаемым от подачи гидронасоса циркуляционного контура гидропривода вентилятора, меняется незначительно с изменением режимов работы и тепловыделения в гидромеханической передаче, что приводит к завышенным габаритам гидронасоса и теплообменников, неоправданной затрате мощности на привод гидродвигателя на режимах низкого тепловыделения в гидромеханической передаче.

Недоиспользуется подача главного питающего насоса на режимах, когда он отключен от питания главной магистрали и тепловыделение в передаче наибольшее.

Цель изобретения — повышение эффективности работы системы охлаждения и уменьшение габаритов теплообменника.

Цель достигается тем, что устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный, контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидробак, к которому подключено всасывание главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащей гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоеди-, ненную к гидробаку, снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость распределительного клапана подключена гидролинией слива, в которой установлен обратный клапан, к напорной магистрали между гидронасосом и гидродвигателем.

На чертеже схематично изображено устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.

1131687 4

Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства состоит из замкнутого контура гидротрансформатора 1, включающего теплообменник 2 с предохранительным клапаном 3 и насос подпитки 4, циркуляционного контура коробки передач 5, включающего главный 6 и вспомогательный 7 питающие насосы, подключенные к главной питающей магист- 10 рали 8, содержащей фильтр 9 и регулятор 10 главного давления, которая через механизм 11 управления подсоединена к коробке передач 5 и к гидротрансформатору 1, откачивающий насос 15

12, подключенный каналом 13 к поддону 14, теплообменник 15 с предохранительным клапаном 16 и сливным каналом 17, гидробак 18, контура гидропривода вентилятора системы охлаж- 2ц дения гидромеханической передачи, содержащего гидронасос 19, всасывающая гидролиния 20 которого подключена к гидробаку 18, напорную магистраль 21, гидродвигатель 22, сливную магист- 25 раль 23, подключенную к гидробаку 18.

В напорной гидролинии 24 главного питающего насоса 6 установлен распределительный клапан 25, управляющая полость 26 которого подсоединена кана- 30 лом 27 к главной питающей магистрали 8, а сливная полость 28 подключена гидролинией слива 29, в которой установлен обратный клапан 30, к напорной магистрали 21. Напорная и сливная ма-З гистрали 21 и 23 соответственно соединены каналом 31, в котором установлен перепускной клапан 32. Гидротрансформатор 1 содержит входной вал 33, а коробка передач — .выходной вал 34. 4

Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства работает следующим образом.

При вращении входного вала 33, кинематически связанного с валом дви-4 гателя (на чертеже не показан) транспортного средства, насос 4 подпитки, имеющий механический привод от входного вала 33, забирает жидкость из теплообменника 2 и подает ее в гидро- трансформатор 1, откуда она снова поступает в теплообменник 2, обеспечивая таким образом циркуляцию и охлаждение жидкости в замкнутом контуре гидротрансформатора. 55

На стоянке транспортного средства при работающем двигателе, когда вращается входной вал 33, от которого приводятся во вращение откачивающий насос 12, главный питающий насос 6 и гидронасос 19, питание главной питающей магистрали 8 осуществляется главным питающим насосом 6, который забирает жидкость из гидробака 18 и по напорной гидролинии 24 через распределительный клапан 25 подает ее по главной магистрали 8 через фильтр 9 в механизм 11 управления на питание, смазку и охлаждение коробки 5 передач и подпитку контура гидротрансформатора 1. Давление в главной магистрали 8 поддерживается регулятором 10 главного давления.

Отработанная жидкость сливается в поддон 14, откуда по каналу 13 откачивающим насосом 12 подается через теплообменник 15 и сливной канал 17 в гидробак 18.

Из гидробака 18 жидкость по всасывающей гидролинии 20 забирается гидронасосом 19 и по напорной магистрали 21 подается к гидродвигателю 22, в котором потенциальная энергия давления преобразуется в механическую энергию вращательного движения, поглощаемую вентилятором системы охлаждения, и дальше — в сливную магистраль 23 и гидробак 18. При этом подача жидкости по гидролинии слива

29 отсутствует и обратный клапан 30 закрыт. На этом режиме тепловыделение в гидротрансформаторе и коробке передач минимальное и теплообменники 2 и 15, которые работают с низкой тепловой нагрузкой, обдуваются вентилятором (на чертеже не показан), приводимым во вращение гидродвигателем 22, имеющим подачу жидкости только от гидронасоса 19, что обеспечивает соответствующий теплосъем от гидротрансформатора и коробки передач.

При движении транспортного средства выходной вал 34, кинематически связанный с колесами (на чертеже не показаны), приводит во вращение вспомогательный насос 7, который вместе с главным насосом 6 подает жидкость в главную питающую магистраль 8. На рабочих режимах движения транспортного средства подача вспомогательного насоса 7 возрастает настолько, что обеспечивает потребности главной питающей магистрали 8. Давление в главной магистрали возрастает до за1131687

Составитель А. Хабаров

Редактор N. Циткина Техред Э.Фечо Корректор С. Черни

Заказ 9699/11 Тираж 656 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 данной величины и передается по каналу 27 в управляющую полость 26 распределительного клапана 25, который переключает подачу главного насоса 6 на сливную полость 28 и далее по гид- 5 ролинии слива 29 через обратный клапан 30 в напорную магистраль 21, одновременно перекрывая подачу в главную магистраль 8. Гидродвигатель 22 работает от подачи гидронасоса 19 и главного насоса 6, обеспечивая максимальную частоту вращения вентилятора и высокую эффективность охлаждения рабочей жидкости в теплообменниках 2 и 15, что соответствует максимальному тепловыделению в гидротрансформаторе и коробке передач на этом режиме. При возрастании давления на входе в теплообменники 2 и 15 предохранительные клапаны 3 и 16 соответственно пропускают жидкость на слив, минуя теплообменники.

Перепускной клапан 32 обеспечивает проход жидкости из напорной магистрали 21 в сливную магистраль 23 при возрастании выше заданного давления на входе в гидродвигатель 22.

Предложенное устройство позволяет уменьшить габариты гидронасосов, обеспечить повышение эффективности теплоотдачи теплообменников в режимах максимального тепловыделения в гидромеханической передаче за счет подачи главного питающего насоса на этих режимах в напорную магистраль гидродвигателя, что приводит к повышению экономичности и уменьшению габаритов устройства для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.

Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх