Аэростатная оболочка
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 В 1/58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3580480/23 (22) 16.04.83 (46) 07.10.91. Бюл. ЬЬ 37
{72) А.Г.Веселитская, P.B.Ïÿòûøåâ, В.Б,Семенов, Г.Ф.Чекалин и М,А.Щепочкин (53) 629.733(088.8) (56) Патент США
ЬЬ 2919082, кл. 244-31, опублик. 1959. (54)(57) АЭРОСТАТНАЯ ОБОЛОЧКА, содержащая полотнища из тонкого пленочного материала с меридиональным раскроем, соединенные между собой и каркасированные продольными усилительными лентами иэ
Изобретение относится к области летательных аппаратов легче воздуха, а именно к аэростатам.
Наиболее близким техническим решениемявляется аэростатная оболочка, содержащая полотнища из тонкого пленочного материала с меридиональным раскроем, соединенные между собой и каркасированные продольными усилительными лентами из высокопрочных волокон, закрепленными в верхних и нижних зажимах оболочки.
Недостатком укаэанной аэростатной оболочки является недостаточная надежность работы оболочки ввиду возникакицих больших напряжений в материале полот-. нищ из-за больших радиусов кривизны поверхности полотнищ в поперечном направлении, недостаточная технологичность сборки оболочки в связи с приваркой усилительных лент.к криволинейным соединительным швам полотнищ, неэкономичное использование пленки по причине выполне„„. Ж„„1129828 А1 высокопрочных волокон, закрепленными в верхнем и нижнем зажимах оболочки, о т л ич а ю щ а я с я тещ что, с целью повышения надежности работы оболочки, технологичности ее сборки и экономии материала, полотнища оболочки выполнены из двух полуполотнищ, соединенных между собой швом внахлестку и снабженных свободной от шва кромкой пленки, к которой прикреплены усилительные ленты, при этом кромка пленки собрана в складки, равномерно распределенные и уложенные по всей длине усилительной ленты. ния полотнищ в виде единой цельнокроен- 2 ной детали с криволинейными кромками.
Целью изобретения является повы- в шение надежности работы оболочки, технологичности ее сборки и экономии мате риала.
Цель достигается тем, что в аэростатной оболочке, содержащей полотнища иэ тонко- ©© го пленочного материала с меридианальным раскроем. соединенные между собой и CO каркасированные продольными усилительными лентами иэ высокопрочных волокон, за репленными в верхнем и нижнем зажиевам мах оболочки, полотнища оболочки выпол.нены иэ двух полуполотнищ, соединенных между собой швом внахлестку и снабженных свободной от шва кромкой пленки, к которой прикреплены усилительные ленты, при этом кромка пленки собрана в складки, равномерно распределенные и уложенные по всей длине усилительной ленты.
На фиг.1 показана описываемая оболочка, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху;
1129828
4 на фиг,3 — сечение А-А на фиг.1; на фиг,4— сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.5 — конструкция верхнего зажима оболочки; на фиг,6 — конструкция нижнего зажима оболочки.
Аэростатная оболочка состоит из полат- 5 нищ 1 полиэтиленовой пленки меридионального раскроя, выполненных из двух полуполотнищ 2, соединенных друг с другом по оси полотнища прямолинейным сварным швом 3 внахлестку, Полотнища 1 и 10 соответственно полуполотнища 2 раскраиваются с уширением на величину 5-7 ф и с удлинением на величину 3-10 относительно размеров, определяемых геометрической формой поверхности оболочки, 15
Полотнища 1 соединены друг с другом криволинейным сварным швом 4 внахлестку и каркасированы усилительными лентами 5, выполненными из высокопрочных нерастяжимых синтетических волокон, заваренных 20 с двух сторон в полиэтиленовую пленку.
Ленты 5 расположены по линии соединения двух полуполотнищ (по оси симметрии полотнища) и приварены швом 6 по всейдлине полотнищ к свободным от сварки кромкам 7 25 пленки шириной 20 30 мм на одном из полуполотнищ 2. При этом данное полуполотнище раскраивается с припуском на величину кромки. Перед приваркой лент кромки 7 полуполотнищ 2 собираются в 30 складки 8, равномерно распределенные по всей длине ленты. В этих складках располагается избыток длины кромки полотнища относительно длины ленты. Нижние и верхние концы полотнищ с усилительными лен- 35 тами заделываются в верхний 9 и нижний 10 зажимы оболочки, Верхний заххим 9 состоит из прижимных колец 11, стягиваемых болтами 12, резинового или металлического кли40 нового кольца 13 и герметизирующей шайбы 14 из прорезиненной материи. Нижний зажим 10 состоит из верхнего 15 и нижнего
16 оснований, стягиваемых болтами (не показаны), и клинового резинового кольца
17. Нижний зажим имеет ушковый болт 18, к которому крепится подвеска аэростата.
Аэростатная оболочка работает следующим образом.
Оболочка перед полетом аэростата на земле частично заполняется легким подъем" ным газом — водородом или гелием через газонаполнительные рукава, которые на чертежах условно не показаны. К нижнему зажиму оболочки подвешивается аэростатный груз. Подъемный газ заливается в таком количестве, чтобы создаваемая им подъемная сила на 5-10 превышала взлетный вес аэростата (вес оболочки и груза). По мере взлета аэростата газ в оболочке расширяется и постепенно заполняется весь объем оболочки. Вес азростатного груза передается посредством усилительных лент к газодержащим пленочным . полотнищам оболочки, которые при выполнении оболочки приобретают форму выпучин, показанных на фиг.2.
Наличие выпучин с малым радиусом кривизны поверхности в поперечном направлении позволяет значительно снизить напряжения, возникающие в материале полотнищ оболочки.
Применение изобретения позволяет значительно расширить летно-технические возможности аэростатных оболочек за счет использования более тонких пленок с одновременным повышением грузоподъемности оболочек.
1129828
Редактор О. Юркова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Э. Лончакова
Заказ 4592 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101


