Способ горячей прокатки стальных полос
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ , СТАЛЬНЫХ ПОЛОС, вкпючающий прокатку aaioTOBKH в чисзх вой группе клетей и окончательную прокатку полос в непрерывной чистовой группе клетей при температуре металла 800г-1200 С, о т л и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повьпнения качества поверхности полосы за счет устранення дефекта вкатанная окалина, при прокатке полосы в чистовой группе клетей температуру поверхности полосы перед входом в валки каждой клетн поддерживают-в пределах 0,93-0,97 температуры основного металла. (Л § .|}
СОКИ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ
РЕСПУБЛИК (19) Ol) Ш В21В126
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3432023/22 — 02 (22) 05.05.82 (46) 15.10.84. Бюл. Р 38 (72) П. Н. Смирнов, И. И. Ошеверов, Н. Н. Карагодин, В. Ф. Челенко, А. И. Стариков, А. В. Какутьев, Г. С. Сеничев, А. А. Грищенко, А. И. Колычев, Ф. Д. Рябчиков и В. В. Романенков (71) Магнитогорский дважды ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат им. В. И. Ленина и Магнитогорский горно-металлургический ин- ститут им. Г. И. Носова (53) 621.771 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 755339, кл. В 21 В 1/38, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
У 691219, кл. В 21 В 1/26, 1976. (54) (57) СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ, СТАЛЬНЫХ ПОЛОС, включающий прокатку заготовки в чистовой группе клетей и оконча- тельную прокатку полос в непрерывной чистовой группе клетей при температуре металла
800.-1200 С, отличающийся о тем, что, с целью йовышения качества поверхности полосы за счет устранения дефекта
"вкатанная окалина", при прокатке полосы в чистовой группе клетей температуру поверхности полосы перед входом в валки каждой клети поддерживают-в пределах 0,93 — 0,97 температуры основного металла.
1118443
Изобретение относится к прокатному производству, а именно, к горячей прокатке полос на непрерывных и полунепрерывных станах.
Известен способ горячей прокатки сталь ных полос, включающий нагрев, принудительное подстуживание поверхности заготовки перед прокаткой и последующую чистовую прокатку заготовки (Ц.
Принудительное подстуживание поверхности . 10 заготовки перед чистовой прокаткой обпегчает1 механическое удаление окалины при помощи окалиноломателя и гидросбива. Недостаток известного способа состоит в том, что при прокатке полос толщиной менее 3 мм принудительное подстуживание и гидросбив приводят к снижению температуры полосы, уменьшая ее пластичность, и, следовательно, затрудняется .процесс прокатки металла;в чистовой группе стана. Снижение пластичности полос в чистовой группе стана приводит.к обрывам, нестабильности режима и делает невозможной прокатку полос толщиной менее 2 мм.
Наиболее близким по технической сущности и .достигаемому эффекту к изобретению является способ горячей прокатки полосы, включающий прс.<атку заготовки в черновой группе клетей стана и окончательную прокатку полосы в непрерывной чистовой группе клетей при температуре металла 1200 — 800 С l2).
Недостаток известного способа заключается
30 в снижении качества поверхности полос из-за наличия дефекта "вкатанная окалина". Ока, лина вкатывается в основной металл в процессе деформации в валках чистовой группы клетей потому, что при температуре существенно ниже температуры основного металла твердость слоя oKBlIHHbl в несколько раз выше твердости основного металла, что имеет место при охлаждении полос в процессе прокатки в межклетевых промежутках.
Цель изобретения — повышение качества поверхности полосы эа счет устранения дефекта "вкатанная окалина".
Эта цель достигается тем, что согласно способу горячей прокатки стальных полос, включающему прокатку заготовки в чистовой
1 группе клетей и окончательную прокатку полос в непрерывной чистовой группе клетей при температуре металла 800 — 1200 С, при прокатке полосы в чистовой группе клетей температу-50 ру поверхности полосы перед входом в валки каждой клети поддерживают в пределах 0,93—
0,97 температуры основного металла.
Предложенный способ осуществляют следу-55 ющнм образом.
Прокатку полосы осуществляют, например, на широкополосном стане 2500 горячей про2 катки, имеющем черновую группу, состоящую из четырех клетей, после каждой из которых установлен.гидросбив для удаления окалины, и непрерывную чистовую группу, состоящую . из семи четырехвалковых клетей. Прокатку в чистовой группе клетей осуществляют при
800 — 1200 С. При этом при прокатке заготово ки в чистовой группе температуру слоя окалины на поверхности полосы перед входом в валки каждой клети поддерживают в пределах 0,93 — 0,97 от температуры основного металла.
Для достижения указанного отношения температуры слоя окалины к основному металлу гидросбив перед чистовой группой отключают и уменьшают подачу воды на валки чистовой группы стана до минимума. При этом, хотя окалина.и не удаляется, ее состав (слой FeO) в отсутствии резкого охлаждения поверхности водой гидросбива не изменяется.
Поддерживая указанные отношения температуры слоя окалины, состоящей в основном из низшего окисла, имеющего твердость в 23 раза меньше твердости высших окислов, получают пластичный слой окалины, проявляющий себя как смазка и не вкатывающийся в поверхность металла.
Уменьшение отношения температуры слоя окалины к температуре основного металла ,перед входом в валки клети менее 0,93
Мриводит к тому, что при горячей прокатке
1 стальных полос в чистовой группе клетей о стана при температуре металла 1200 — 800 С твердость окалины превышает твердость основного металла. Это приводит к вкатыванию окалины. в основной металл, что снижает качество поверхности полос из-за дефекта "вкатанны окалина".
Увеличение отношения температуры слоя окалины к температуре основного металла перед входом в валки клети более 0,97 нецелесообразно, так как для этого требуется подогрев окалины на поверхности полос, что технически трудно осуществить и ведет к большим затратам энергии. Кроме того, приведенные экспериментальные данные показали, что предлагаемый диапазон отношения температуры слой окалины к температуре основного металла, поддерживаемый без дополнительного подогрева полосы в чистовой группе стана, позволяет полностью устранить дефект "вкатанная окалина".
Пример. На стане 2500 горячей прокатки прокатывали полосы толщиной
1,5 — 3 мм и шириной 1250 — 1700 мм. Стан ! содержит черновую группу, состоящую из четырех клетей, после каждой из которых установлен гидросбив для удаления окалины, и чнстовую группу, состоящую нз семи четыТемпература по лосы на
Марка стали
Наличие дефекта
"вкатанная окалина"
Температура заготовки пеТолщина заготовки после черновой группы
Отношение температуры слоя окалины на поверхности полосы к температуре основного металла перед входом в валки каждой клети чистовой группы
Размеры готовой олосы, ред чистовой группой, С о выходе мм из чистовой групо пы С
Нет
08Ю 24
СтЗсп 24
СтЗсп 24
0,94 — 0,96
0,96 — 0,97
2,0х 1500
2 Ох1250
1100
840
Нет
- 870
1080
2,0х 1700
1050 820
0,91 — 0,93
Есть
2,0х 1250
Есть
0,86 — 0,90
1040
830
1,5х1250
Нет:, 08кп 24
0,94 — 0,95
0,92 — 0,93
0,95 — 0,97
1050 850
1100
Ст2пс 24
Есть
2,0х1370
3,0х 1400
2,0х1300
1150
08Ю 26
20 24
Нет
870
0,94 — 0,96
850
Нет
1070
09Г2Д 26
0810 26
Есть
3,0х1400 1170
0,91 — 0,93
0,96-0,97
850
2,5х 1600
3,0х1250
Нет
880
1130
Нет
08кп 26
1150
0,98
900
Составитель Е. Воронкова
Техред А.Ач
Корректор М Лсонтюк
Редактор К. Волощук
Заказ 7328/8 Тираж 794
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Э 1118443 4 рехвалковых клетей. Перед чистовой группой .ществляется путем увеличения либо уменьустановлен гндросбив. При прокатке поддер-,щения количества подаваемой охлаждающей живаются режимы, представленные в таблице. воды и изменения количества работающих
Температуру окалины и основного слоя ме- секций гидросбива. Качество поверхности талла измеряют радиационными пирометрами, 5 .готовых горячекатанных полос оценивается при этом температуру слоя окалины опреде- в процессе рассортировки металла по нали-! ляют по всей поверхности полосы перед 1чию дефекта "вкатанная окалина". входом металла в валки каждой клети, а Применение предложенного изобретения температуру основного металла — в процессе;прн прокатке BoJtoc толщиной 1,5-3,0 мм прокатки на отдельных участках полос, удаляя10 позволяет уменьшить отсортировку металла предварительно окалину с этих участков ме- ло дефекту "вкатанная окалина" по сравнехаическим путем. Изменение отношения тем1 нню. с известным способом не менее, чем пературы окалины к основному металлу осу- в два раза. 1 "


