Ротор синхронного реактивного двигателя а.в.матвеева
1. Ротор синхронного реактивного двигателя , содержащий короткозамкнутую обмотку и выполненный из магнитомягкой стали магнитопровод с явно выраженными полюсами , каждый из которых включает в себя сердечник и наконечник, отличающийся тем. .1 что, с целью повышения удельной мощности, магнитопровод выполнен из конструкционной малоуглеродистой стали с отношением поперечных сечений сердечника полюса и полюсного наконечника 0,2-0,4 при отношении длины полюса по внешней окружности к полюсному делению 0,4-0,6, а на сердечнике полюса выполнен продольный короткозамкнутый виток. 2.Ротор по п. 1, отличающийся тем,, что, с целью упрощения изготовления и увеличения пускового момента, магнитопровод ротора выполнен массивным. 3.Ротор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения нагрева двигателя, между полюсами расположены лопасти осевого вентилятора.а 4.Рсхгор по п. 3, отличаю1цийся тем, что ® лопасти осевого вентилятора выполнены как одно целое с короткозамкнутым витком.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН зш Н 02 124
ЗИС9ЮЗН.11 Я
11АТБПЖТЕКЯИЧЖКАФ
БИБЛИОТЕКА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3586626/24-07 (22) 28.03.83 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) А. В. Матвеев (53) 621.313.04 (088.8) (56) 1. Куцевалов В. М. Синхронные машины с массивными полюсами. Рига, изд-во
АН Латвийской ССР, 1965, с. 7.
2. Постников И. М. и др. Синхронные реактивные двигатели. Киев, «Техника», 1970, с. 10. (54) РОТОР СИНХРОННОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ А. В. МАТВЕЕВА. (57) 1. Ротор синхронного реактивного двигателя, содержащий короткозамкнутую обмотку и выполненный из магнитомягкой стали магнитопровод с явно выраженными по люсами, каждый из которых включает в себя сердечник и наконечник, отличающийся тем, ÄÄSUÄÄ 1117778 A что, с целью повышения удельной мощности, магнитопровод выполнен из конструкционной малоуглеродистой стали с отношением поперечных сечений сердечника полюса и полюсного наконечника 0,2 — 0,4 при отношении длины полюса по внешней окружности к полюсному делению 0,4 — 0,6, а на сердечнике полюса выполнен продольный короткозамкнутый виток.
2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения изготовления н увеличения пускового момента, магнитопровод ротора вы полн ен м асс ивным.
3. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения нагрева двигателя, между полюсами расположены лопасти осевого вентилятора.
4. Ротор по п. 3, отличающийся тем, что лопасти осевого вентилятора выполнены как одно целое с короткозамкнутым витком.
1 117778
Фиг. Z
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в элект роприводах переменного тока.
Известен массивный ротор синхронного двигателя с явно выраженными полюсами, на которых размещена обмотка возбуждения, питаемая постоянным током (1).
Недостатком данного ротора является сложность конструкции из-за сложной конфигурации магнитопровода и средств создания и подвода постоянного тока.
Наиболее близок к изобретению по технической сущности и назначению шихтованный явнополюсный ротор синхронного реактивного двигателя, содержащий магнитопровод с полюсами, имеющими сердечник и наконечник, в пазах которого расположена продольно-поперечная короткозамкнутая обмотка (2).
Недостатками известного ротора являются невысокая удельная мощность и сложность изготовления. Двигатель с этим ротором имеет низкий пусковой момент.
Цель изобретения — повышение удельной мощности двигателя.
Цель достигается тем, что в роторе синхронного реактивного двигателя, содержащем короткозамкнутую обмотку и выполненный из магнитомягкой стали магнитопровод с явно выраженными полюсами, каждый из которых включает в себя сердечник и наконечник, магнитопровод выполнен из конструкционной малоуглеродистой стали с отношением поперечных сечений сердечника полюса и полюсного наконечника полюса 0,2 — 0,4 при отношении длины полюса по внешней окружности к полюсному делению 0,4 — 0,6, а на сердечнике полюса выполнен продольный короткозамкнутый виток.
Для упрощения изготовления и повышения пускового момента магнитопровод ротора может быть выполнен массивным.
Для уменьшения нагрева двигателя между полюсами могут быть расположены лопасти осевого вентилятора.
Эти лопасти могут быть выполнены как одно целое с короткозамкнутым витком.
На фиг. 1 показан двухполюсный массивный ротор, поперечный разрез; на фиг. 2— ротор с осевым вентилятором; на фиг. 3— сечение А-А на фиг. 2.
Ротор содержит сердечники полюсов 1 и наконечники полюсов 2, под которыми на сердечниках 1 размещен короткозамкнутый виток 3, за одно целое с которым отлиты лопасти -4 осевого вентилятора.
Ротор в составе двигателя работает следующим образом.
При пуске двигателя в короткозамкнутой обмотке и роторе наводятся вихревые токи, создающие пусковой момент, и происходит асинхронный пуск. После окончания разгона возникает синхронный момент, предельная величина которого определяется разницей в магнитных сопротивлениях по продольной и поперечной осям ротора и явлением магнитной релаксации в малоуглеродистых сталях.
Использование малоуглеродистой конструкционной стали, обладающей значительной релаксацией и одновременно высокой индукцией насыщения, при малом отношении сечений сердечника и наконечника. полюса обеспечивает низкое магнитное сопротивление по продольной оси ротора и высокое— по.поперечной оси, что приводит к повышению синхронного момента и удельной мощЗО ности в 1,5 — 2 раза по сравнению с известными конструкциями роторов синхронных реактивных двигателей. Удельная мощность малых и средних двигателей при использовании изобретения в 1,2 — 1,5 раза превышает удельную мощность асинхронных двигателей.
Размещение лопасти вентилятора между полюсами улучшает охлаждение статора и ротора как вследствие значительных размеров вентилятора без увеличения габаритов
4О двигателя, так и за счет увеличения поверхности охлаждения ротора.
1117778
А-л
Редактор А. Козориз
Заказ 7272/40, Составитель В. Алфимов
Техред И. Верес Корректор В. Гирняк
Тираж ббб Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4


