Учебный прибор по строительной механике

 

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей , он имеет неподвижную вертикальную направляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющей винт для регулировки натяжения пружины ползуна . (Л О1 4:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(Я) G 9 В 2306

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585474/28-12 (22) 27.04.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) Я. Л. Нудельман и .Б. Д. Литовчин (71} Одесский институт инженеров морского флота (53) 371.66 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3342165 28-12, кл. G 09 В 23/06, 1982. (54) (57) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ, содержащий упру„„Я0„„11 7154 А гий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет неподвижную вертикальную направляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющей винт для регулировки натяжения пружины ползуна.

1107154

Со ста в ител ь Д. Г рице нко

Редактор A. Шишкина Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 5254/36 Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к области учебных приборов и наглядных пособий, в частности, по строительной механике и может быть использовано в учебном процессе вузов. 5

Известен учебный прибор по строительной механике, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов 11).

Известный прибор не позволяет демонстрировать влияние изменения упругости связей на устойчивость системы.

Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей прибора.

Для достижения поставленной цели учебный прибор по строительной механике, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, имеет неподвижную вертикальную нап равляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющий винт для регулировки натяжения пружины ползуна.

На чертеже показан учебный прибор по строительной механике, общий вид.

Учебный прибор содержит вертикальный упругий стержень 1 с неподвижной верхней шарнирной опорой 2 и подвижной нижней шарнирной опорой 3. С верхним торцом стержня 1 жестко соединена стойка

4, предназначенная для установки съемных грузов 5. С опорой 3 жестко соединен ползун 6, размещенный в неподвижной направляющей 7 и связанный пружиной 8 с регулировочным винтом 9. Направляющая 7 и опора 2 установлена на штативе 10.

Учебный прибор работает следующим образом.

Стойку 4, свободную от грузов 5, три раза выводят из вертикального положения, предоставляя ее затем самой себе. Первый раз это делают, когда пружина 8 предварительно сжата винтом 9, второй — когда пружина 8 ненапряжена, и третий раз, когда она растянута винтом 9. Предоставленная самой себе стойка 4 совершает колебания с наибольшей частотой в третьем случае и с наименьшей частотой в первом случае.

Такое поведение стойки 4 позволяет утверждать, что податливость упругого защемления стойки 4, которое реализует стержень 1, повышается по мере сжатия последнего, а жесткость упругого защемления можно повысить, растянув стержень 1.

Затем снова выводят стойку 4 из вертикального положения и подбирают тот минимальный груз 5, насаженный на стойку

4, при котором она не возвращается в вертикальное положение. Так о/1ределяют значение критической нагрузки на стойку когда пружина 8 сжата, когда она ненапряжена и когда она, с помощью винта 9, растянута. Сопоставление критических нагрузок позволяет заключить, что стойка 4 наиболее устойчива, когда ее упругое защемление наиболее жестко. Стойка 4 наименее устойчива, когда ее упругое защемление наиболее податливо. Наконец, устойчивость стойки имеет промежуточное значение, когда ее упругое защемление предварительно не напряжено.

Таким образом демонстрируют влияние податливости упругого защемления íà «астоту собственных колебаний системы и ее

v 0T0É÷и вость.

Применение предлагаемого прибора позволит повысить эффективность и наглядность обучения.

Учебный прибор по строительной механике Учебный прибор по строительной механике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх