Способ регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮМОМОЛИБДЕНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА ГИДРОКРЕКИНГА ШЩКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ путем, обработки отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повьшенной гемперат гре, отличающийся тем, что, с целью интенсификации процесса , обработку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100300°С и остаточном давлении 100200 мм рт.ст.
„„SU„„ I 105224 Д
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
NIOW
РЕСПУБЛИН
g gg В 01 J 23/92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3571899/23-04 (22) 27. 12.82 (46) 30.07.84. Бюл. Н 28 (72) Э.И,Эльберт и Б.Г.Трясунов (71) Кузбасский политехнический институт (53) 66.097.38(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 446301, кл. В 01 J 23/94, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР
Ф 882596, кл. В 01 J 23/02, 1979 (прототип). (54) (57) СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮИОИОЛИБДЕНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА ГИДРОКРЕКИНГА ЖЩКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ путем.обработки отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повьппенной температуре о т л и ч а ю 4 H и с я тем, что, с целью интенсификации процесса, обработку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100300 С и остаточном давлении 100200 мм рт.ст.
1 1105
Изобретение относится к способам, регенерации окисных катализаторов, в частности к способу регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов.
Известен способ регенерации алюмокобальтмолибденового катализатора гидрокрекинга, заключающийся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом в присутсто вии двуокиси углерода при 540-580 С и давлении 10 атм. Углекислый газ вводят в реактор дифференцированно по его высоте с целью увеличения ин, тенсивности выжига углеродистых отложе-1 ний, сохранения фазового и химического составов катализатора (1 J.
Однако известный способ характеризуется недостаточно полным восстановлением активности, так как степень превращения н-гептана в присутствии регенерированного по этому способу катализатора составляет только 60 .
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- >> . мому результату является способ регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов, заключающийся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом в присутствии сернистого ангидрида в количестве 0,02-0,5 об. и температуре 450-540 С (2 ).
Однако данный способ регенерации характеризуется достаточно продолжительным временем (60 ч) и высокой температурой (450-540 С), что приводит к локальным перегревам катализатора и снижению производительности как процесса регенерации, так и процесса гидрокрекинга жидких углеводородов, Цель изобретения интенсификация процесса регенерации.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу регенерации 4 алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов, заключающемуся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повышенной температуре, об- работку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100-300 С и ос. таточном давлении 100-200 мм рт.ст.
При регенерации катализатора в поле высокочастотной плазмы кислорода Ы происходит поверхностное горение образовавшихся в процессе гидрокрекин га углеродистых отложений с одновре224 менным окислением компонентов катализатора при снижении вероятности локальных перегревов.
В процессе регенерации, осуществляемой в токе ионизированного газа, не происходит рекристаллиэации подложки катализатора (А1 0з) и не агломерируется промотирующйй компонент—
Мо О . При интенсивном горении в плазме сохраняется высокой концентрация восстановленных форм Мо в основном, Мо . Кроме того, в результате направленной регенерации за счет сохранения части углерода в отложениях сохраняется механическая прочность катализатора, что дает возможность многократно и эффективно его использовать.
Продолжительность регенерации сокращается до 1,5 ч.
Пример 1. Проводят гидрокрекинг сырой бенэольно-толуольной фрако ции при 480 С, объемной скорости
0,5 ч "и давлении 10 атм, в присутствии промышленного алюмомолибденового катализатора. После 1500 ч работы катализатора степень превращения н-гептана снижается с 75 до 30, катализатор содержит углеродистые отложения в расчете на С эл. 8 вес. и 5 эл.
0,6 вес. .
Отработанный катализатор в количестве 100 r помещают в реактор иэ кварцевого стекла. Затем из реактора откачивают воздух до остаточного давления 10 мм рт.ст., после чего в реактор подают кислород из баллона со скоростью 200 мл/ч. По достижении в реакторе давления 100 мм рт.ст. подачу кислорода прекращают и реактор помещают в промышленную установку
ЛГЕ-ЗБ с реконструированным источником высокочастотного поля. Температуру в зоне горения поддерживают о
200 С. По истечении 1,5 ч, достаточных по предварительным расчетам для удаления отложений с катализатора, образец катализатора выгружают иэ реактора и исследуют его .физико-химические свойства. Активность регенерированного катализатора оценивают на ищпульсной установке реактор-хроматограф по степени превращения н-гептана.
Для этого регенерированный катализатор в количестве 1 г помещают в реактор, нагретый до 550 С, и пропускают водород со скоростью 60 мл/мин, затем вводят н-гептан импульсно по
3 мкл. Степень превращения н-гептана
05224 4 в примере 1 при различных температу ре и давлении в реакторе. Испытания образцов катализатора проводят в условиях, аналогичных описанным в примере 1. Физико-механические свойства регенерированного катализатора пред-, ставлены в таблице.
Регенерация
Показатели известным способом предлагаемым способом
Температура в реакторе, С о
300
200
530-540 100
Давление в реакторе, мм рт.ст.
150
t00
200
Продолжительность pere— нерации, ч
1,5
1,5
1,5
Интенсивность горения отложений, кг.м ° ч
150
24-34
130
100
Удельная поверхность, м2 /г
200
210
193-201 180
156
Механическая прочность, кг/табл
4,2-5
5,6
Конце нтр а ция Мо (данные ЭПР),спин/г
2 .10 1,4 "10 " - 2 10 1,4 10" 2 .10"
-1,4 1018
Степень превращения н-гептана, Е
99,95
99,0 99,98
78-99
Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет сократить время 4> регенерации катализатора в 40 раз по сравнению с известным способом за шаются.
Составитель Н.Путова
Редактор Т.Митейко Техред Ж.Кастелевич Корректор Е.Сирохман
Заказ 5414/5 Тираж 533 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4
3 1! оценивают после 15 импульсов, когда активность катализатора достигает постоянного значения. Результаты испытания катализатора представлены в таблице.
Пример 2. Проводят регенерацию отработанного катализатора как
Исходный алюмомолибденовый катализа1 ор счет повышения интенсивности горения отложений. При этом физико-механические свойства катализатора не ухуд


