Резино-металлический шарнир
1. РЕЗИНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ШАРНИР, преимущественно для гусеницы транспортного средства, содержащий проушины смежных звеньев, запрессованный в проушины палец с привулканизированными к нему резино-металли- ;. ческими элементами, каждый из которых выполнен в виде обрезиненных металлических втулок, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и ср)ока службы щарнира, втулки выполнены перфорированными , причем отверстия перфорации заполнены резиновой массой. 2.Шарнир по П.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что размер отверстий во втулках с нагруженной стороны шарнира меньше размера отверстий с ненагруженной стороны. 3.Шарнир по ПП.1, 2, о т л и ч аю щ и и с я тем, что на внешней цилиндрической поверхности каждого резино-металлического элемента вьтолнены продольные V -образные канавки.
(1Е (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З(я) В 62 D 55/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 7 (21) 3586647/27-11 (22) 08.02.83 (46) 15.07.84. Вюл. Ф 26 (72) Н.А. Толчинский, В.Ф.Стародубцев, 11.Ф.Платонов н В.В.Лемешко .(71) Алтайский политехнический институт им.И.И.Ползунова (53) 629.113.012.577(088.8), (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР
9 78594, кл. В 62 D 55/20, 1948.
2. Авторское свидетельство СССР
У 703405, кл. В 62 D 55/02, 1978 (прототип). (54) (57) 1. РЕЗИНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ
ШАРНИР, преимущественно для гусеницы транспортного средства, содержащий проушины смежных звеньев, запрессованный в проушины палец с привулканизированными к нему резино-металлическими элементами, каждый из которых выполнен в виде обрезиненных металлических втулок, отличающий— с я тем, что, с целью повышения несущей способности и срока службы шарнира, втулки выполнены перфорированными, причем отверстия перфорации заполнены резиновой массой.
2. Шарнир по н.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что размер отверстий во втулках с нагруженной стороны шарнира мейьше размера отверстий с ненагруженной стороны.
3. Шарнир по пп.1, 2, о т л и ч аю шийся тем, что на внешней ци- Pg линдрической поверхности каждого резино-металлического элемента выполнены продольные V -образные канавки.
1102703
Изобретение относится к транспорт-ному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с гусеницами, оснащенными резино-металлическими шарнирами. 5
Известен резино-металлический шарнир, содержащий проушины смежных звеньев и запрессованный в проушины круглый палец с привулканизированными к нему резиновыми кольцами (1) . 10
Однако шарнир такой конструкции характеризуется низкой радиальной жесткостью и недостаточной несущей способностью резиновых элементов.
Вследствие этого гусеница при работе 15 вытягивается и имеет склонность к спадению на поворотах.
Известен также резино-металлический шарнир, преимущественно для гусеницы транспортного средства, содер- 2р жащий проушины смежных звеньев, за-. прессованный в проушины палец с привулканизированными к нему резино-метаплическими элементами, каждый из которых выполнен в виде обрезинен- 2r
< ных металлических втулок (2) .
Шарнир такой конструкции может успешно применяться в узлах, где действуют большие радиальные нагрузки, однако он характеризуется недостаточной долговечностью.
При изготовлении (вулканизации) резино-металлических элементов шарнира происходит усадка резины и нормальные напряжения сжатия возникают лишь
35 во внешнем резиновом кольце, в то вре мя как во внутренних .резиновых кольцах при остывании резины возникают вредные напряжения растяжения, что в дальнейшем приводит к снижению несущей способности и ресурса шарнира.
Кроме того, недостатком шарнира является сложность изготовления из-за жестких требований к точности диаметров отверстий проушин и их соосности.
Цель изобретения — повышение несущей способности и долговечности резино-металлического шарнира гусеницы.
Поставленная цель достигается тем, что в резино-металлическом шарнир ре, преимущественно для гусеницы транспортного средства, содержащем проушины смежных звеньев, эапрессован. ный в проушины палец с- привулканизированными к нему резино-металлически 5 ми элементами, каждый из которых выполнен в виде обрезиненных металлических втулок, втулки выполнены перфорированными, причем отверстия перфорации заполнены резиновой массой.
Кроме того, размер отверстий во втулках с нагруженной стороны шарнира меньше размера отверстий с ненагруженной стороны.
На внешней цилиндрической поверхности каждого резино-металлического элемента выполнены продольные -образные канавки. ,На фиг.1 показан резино-металлический шарнир, продольный разрез, на фиг.2 — палец с резино-металлическим элементом, поперечный разрез.
Резино-металлический шарнир состоит из смежных звеньев 1 и 2 с проушинами, пальца 3 с резино-металлическими элементами. Каждый резино-металлический элемент состоит из металлической перфорированной втулки 4 и двух резиновых колец 5 и 6. Оба резиновых кольца 5 и 6 привулканизированы к втулке 4 и кроме того друг к другу через отверстия 7 перфорации втулки 4.
На внешней цилиндрической поверх.ности резинового кольца 5 имеется ряд продольных Ч -образных канавок 8, например три. Количество канавок выбирается из условия заполнения проушин звеньев с обеспечением необходи" мого натяга.
Шарнир работает следующим образом.
При взаимном перекрещении звеньев гусеницы относительно друг друга происходит упругая деформация резино-металлических элементов без взаимного скольжения деталей шарнира.
В ходе сборки (запрессовки) шарнира, при радиальном обжатии наружного резинового кольца 5, напряжения сжатия через резину, заполняющую отверстия 7 втулки 4, передаются внутреннему резиновому кольцу 6 и тем самым нейтрализуют напряжения растяжения, вызванные радиальной усадкой резины этого кольца 6 после вулканизации.
При этом повышается несущая способность шарнира и его ресурс. Учитывая, что в шарнире гусениц направление равнодействующей поперечных сил в системе проушин одного звена сравнительно мало меняется, шарнир всегда нагружен поперечными силами с одной стороны, которая и должна обладать повышенной несущей способностью.
Поэтому целесообразно на металлической втулке 4 с нагруженной стороны ,отверстия перфорации делать меньшего
3 1! 02703 4 размера по сравнению с ненагруженной при сборке и упрощает изготовление стороной. шарнира за счет снижения требований
Это одновременно уменьшает ради- к точности диаметров отверстий проальную жесткость ненагрущенной сторо- ущин. ны, создает дополнительные благопри- g Предлагаемый резино-металлический ятные условия для работы шарнира н шарнир обладает повышенной несущей облегчает его сборку. способностью и ресурсом.
РЯд пРодольных Ч обРазных канавок Кроме того, предлагаемый шарнир
8, выполненных на внешней цининдри- проще в изготовлении, так как наличие ческой поверхности каждого резнно-ме-!О продольных -образных кгнавок íà его таллического элемента, заполняется резино-металлическом элементе уменьрезиной в ходе сборки (запрессовки) шает чувствительность резины к точшарнира. Наличие этих канавок обеспе- ности и соосности диаметров проушин чивает снижение напряжений сжатия звеньев.
Фиг.2
Составитель А.Гуляев
Редактор Н.Киштулинец Техред А. Кикемезей Корректор А.Ференц
Заказ 4891/11 Тираж 626 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4


