Прибор для контроля режима спуска бурового инструмента
а1Л 116663
Класс 5а, 34ia
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Мамед Джафар Оглы Фаталиев
ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЖИМА СПУСКА БУРОВОГО
ИНСТРУМЕНТА
Заявлео 21 февраля 1958 г. за Ха 592790/22 в Комитет ио делам изобретений и открытий ири Совете Минист1зов СССР
Предлагаемый прибор предназначен для контроля и обеспечения рационального режима спуска бурового инструмента в процессе бурения скважин .
Известные подобные приборы обладают существенным недостатком, заключающимся в их некомпактности, что затрудняет пользование ими.
Предлагаемый прибор выполнен в виде трех узлов, скомпанованных ь одном приборе.
11а чертеже показана кинематическая схема прибора.
11редлагаемый прибор состоит из трех узлов: программного, указывающего величину максимально допустимой скорости спуска в зависимости от веса инструмента; контрольного, контролирующего скорость вращения барабана лебедки; сигнального, предупреждающего о подготовке к торможению и о необходимости тормозить.
Программный узел включает в себя указывающую стрелку 1, валик с барабаном 2, возвратную пружину 8. стальную ленту 4, профильный кулачок 5, собачку б храпового колеса, храповое колесо 7, геликс 8, трубку 9, соединяющую геликс с гидравлической мессдозой 10, установленной на мертвом конце каната 11.
Контрольный узел включает в себя датчик электротахометра 12, кабель 18, соединяющий датчик с указывающим приоором 14, имеющим стрелку 15.
Сигнальный узел включает в себя червяк 1б, соединенный с валом лебедки, гайку 17, поводок 18, контакт 19, кабель 20, соединяющий контакт с сигнальными лампами 21, Программный узел работает в зависимости от натяжения мертвого конца каната. Чессдоза 10 посылает импульсы давления геликсу 8 по трубке 9. Гелпкс, разворачиваясь через профильный кулачок 5 с помощью стальной ленты 4, обвитой 1зокруг барабана 2, поворачивает стрелку 1 на угол, соответству1ощий нагрузке на талевую систему. Пру№ 116663 жина 3 удерживает ленту в натянутом положении и возвращает стрелку в исходное положение. Храповик служит для предотвращения резких ударов в механизме при сбросе нагрузки на талевой системе.
Контрольный узел работает по обычной схеме дистанционных тахометров, когда, например, таходинамо электротахометра 12 по кабелю 18 посылает ток в указывающий прибор 14,имеющий стрелку 15. Отклонение стрелки пропорционально числу оборотов барабана лебедки.
Программный узел приводится в действие валом лебедки. Вал вращает червяк 1б, который перемещает вдоль своей оси гайку 17, удерживаемую от вращения поводком 18 и несущую на себе контакт 19. При приближении элеватора к роторному столу контакт 19 сначала соединяется с первым неподвижным контактом кабеля 20 и загорается одна из ламп 21, что значит приготоьиться к торможению, а затем соединяется со вторым неподвижным контактом 22, что значит, начать торможение, и загорается другая лампа. Стрелка программного прибора показывает допускаемую скорость спуска, а стрелка контрольного прибора — фактическую скорость. Ориентируясь на показания приборов, ведут спуск инструмента по рациональному графику. Так как обе стрелки и две сигнальные лампы вынесены на один щит, это значительно облегчает пользование прибором.
Предмет изобретения
1. Прибор для контроля режима спуска бурового инструмента отл и ч а ю шийся тем, что, с целью приведения скорости спуска бурового инструмента в соответствие с заданным рациональным режимом, а также с целью безопасного ведения работ, он выполнен в виде трех узлов — программного, контрольного и сигнального и снабжен двумя стрелками программной и контрольной, связанной соответственно в программным и контрольным узлами.
2. Форма выполнения прибора по и. 1, о тл и ч а ю щ а я ся тем, что программный узел выполнен в виде мессдозы, установленной на мертвом конце талевого каната, и геликса, вращающего через кулачок программную стрелку, указывающую безопасную и максимальную скорость спуска в зависимости от веса инструмента.
3. Форма выполнения прибора по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью контроля скорости вращения подъемного барабана, контрольный узел выполнен в виде известного тахометра, связанного с подьемным валом буровой лебедки.
4. Форма выполнения прибора по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что с целью подачи сигналов о необходимости включения механического тормоза, сигнальный узел выполнен в виде винта, связанного с подъемным валом лебедки и с гайкой, имеющей контактные пружины.


