Центробежная турбомашина
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(50 F 04 D 29 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
8.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССРГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3478302/25-06 (22) 30. 07. 82 .,(46) 30.01.84.,Бюл. Р 4 (72) И.К. Попов (53) 621. 671 <088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 512311, кл..f 04 .Э 29/66, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
В 877139, кл. < 04 b 29/04, 1980. (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ТУРБОМИ1ИНА, содержащая корпус с входными и выходным патрубками и установленное в корпусе рабочее колесо, основной диск которого имеет на периферии кольцевой выступ и образует с корпусом задисковую полость, сообщенную разгрузочным каналом с областью низкого давления, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повыаения эффективности разгрузки от радиальных сил и упрощения конструкции, корпус в зоне выходного патрубка снабжен выступом, разделяющим задисковую полость на камеры, а с областью низкого давления сообщена одна из камер, имеющая ось симметрии, совпадающую с вектором радиальных сил.
1070341
Составитель И.Алешина
Редактор С.Юско Техред М. Гер гель Корректор О.Билак
Тираж 624 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 11662/35
Филиал ППП "Патент", r. УжГород, ул. Проектная, 4
Иэобретейив относится к насосои компрессоростроению, касается усовершенствования конструкций центробежных турбомашии, и может быть использовано для их разгрузки от радиальных сил.
Известна центробежная турбомашина, содержащая корпус, установленные в нем цеитробежное и вихревое колеса и устройство для разгрузки от радиальных сил, выполненное в виде камер, сообщенных с областями, нагнетания центробежного и всасыва ния вихревого колес 513.
Недостатками турбомашины являются низкая надежность, большие габариты и сложная конструкция.
Наиболее близкой к предлагаемому по технической сущности является центробежная турбомашина, содержа.щая корпус с входным и выходйым патрубками и установленное в корпусе рабочее колесо, основной диск"кото-рого имеет на периферии кольцевой выступ и образует с корпусом эадисковую полость, сообщенную разгрузочным каналом с областью низкого давления 121.
Недостатки турбомашины состоят в сложной конструкции и низкой эффективности разгрузки от радиальных сил .
Цель изобретения - повыаение эффективности раэгруэки от радиальных сил и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что B центробежной турбомашине, содер-, жащей корпус с входным и выходнь1м патрубками и установленное в корпусе рабочее колесо, основной. диск которого имеет на периферии кольцевой выступ и образует с корпусом задисковую полость, сообщенную разгрузочным каналом с областью низкого давления, корпус в зоне выходного патрубка .снабжен выступом, разделяющим задисковую полость на камеры, а с областью низкого давления сообщена одна иэ камер, имеющая ось симметрии, совпадающую с вектором радиальных сил, На чертеже схематично изображена центробежная турбомашина, продольный разрез.
Центробежная турбомашина содержит корпус 1 с входным и выходным патрубками 2 и 3 и установленное в корпусе рабочее колесо 4, основной диск 5 которого имеет на периферии кольцевой выступ 6 и образует с корпусом задисковую полость 7, сообщенную разгрузочным каналом 8 с областью 9 низкого давления. Корпус 1 в зоне выходного патрубка 3 снабжен выступом 10, разделяющим эадисковую полость на камеры 11 и 12, а с об10 ластью 9 низкого давления сообщена камера 11, имеющая ось симметрии, совпадающую с вектором радиальных сил. Колесо 4 установлено на валу
13.
15 При выполнении выступа 10 корпуса
1 в виде прямолинейного участка камера 11 имеет в поперечном сечении форму сегмента, однако возможны и другие варианты выполнения, 20 но для горизонтальной турбомашины обязательно, чтобы разгрузочная камера 11 имела бы ось симкетрни, совпадающую с вектором радиальных сил.
25 При работе турбомашины на вал 13 действуют силы радиальной неуравновешенности, вызываемые весом рабочего колеса 4 и самого вала 13 и давлением жидкости в выходном патрубке
3. Вектор радиальных сил направлен вертикально вниз. Поскольку камера
11 сообщена с областью 9 низкого давления каналом 8, давление в ней устанавливается меньшее, чем в камере 12, отделяемой выступом 10 корпуса 1.
В результате на участок кольцевого выступа 6 основного диска 5 колеса 4, охватывающего камеру 11 (давление в которой ниже,.чем в ка40 мере 12, действует усилие, вектор которого направлен вверх, так как этот участок находится в зоне низкого давления. Это усилие уравновешивает действующие на вал 13 и колесо
45 4 радиальные силы. .
Меняя форму выступа 10 корпуса и объемы камер 11 и 12 полости 7, можно изменять и величину уравновешивающего усилия.
5О
Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить эффективность разгрузки от радиальных сил и упростить конструкцию. (

