Автоматическое устройство для сканирования газожидкостных потоков
1.АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКАНИРОВАНИЯ ГАЗОЖИДКОСТНЫХ ПОТОКОВ, содержащее цилиндрический корпус, зонд и приводной механизм. отличающее ся тем, что, с целью расширения зоны получения информации и сокращения времени, корпус имеет на внутренней поверхности замкнутый; паз, выполненный в секторе с углом 18015° на длину перемещения зонда, и его торец снабжён аэродинамическим крыпом, а зонд снабжен сочленённым с пазом корпуса штифтом, аэродинамической пластиной и Г-образной магистралью. 2. Устройство по П.1, от л ича-ющееся тем, что, с целью измерения электрофизических параметров , зонд заполнен электроизоляционным материалом и снабжен электропроводными шинами и токосъёмника (Л ми, имеющими контактное соединение с вводом токосъёмника.
COIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11)
3GD С 01 N 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3472897/22-26 (22) 21.07.82 (46) 07.04.84. Вюп. 9 13 (72) Г.А. Важинский, P.À. Гафуров и И.А. Усанов (7 1) Казанский ордена Трудового
Красного Знамени и ордена Дружбы народов авиационный институт им. А.Н. Туполева (53) 543.053 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
È 324540, кл. G 01 N 1/26, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
У 724972, кл. G 01 N 1/22,,1980. (54) (57) 1.АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ СКАНИРОВАНИЯ ГАЗОЖИДКОСТНЫХ
ПОТОКОВ, содержащее цилиндрический корпус, зонд и приводной механизм, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения зоны получения информации и сокращения времени, корпус имеет на внутренней поверхности замкнутый:паз, выполненный в секторе с углом 18035 на длину перемещения зонда, и его торец снабжен аэродинамическим крыпом, а зонд снабжен сочлененным с пазом корпуса штифтом, аэродинамической пластиной и Г-образной магистралью..
2. Устройство по п.1, о т л ич а.ю щ е е с я тем, что, с целью измерения электрофизических параметров, зонд заполнен электроизоляционным материалом и снабжен электропроводными шинами и токосъемниками, имеющими контактное соединение с вводом токосъемника.
1084649
Изобретение относится к измерительной технике, в частности для исследования локальных значений параметров в различных точках поперечного сечения газожидкостных 5
1 потоков, и может быть использовано для отбора пробы при анализе состава, измерении температуры, электропроводности и т.д.
Известно автоматическое гаэоотборное устройство, содержащее включенные в общий коллектор радиально расположенные газопроводы с запорными элементами и механическое устройство, обегающее и после- 15 довательно открывающее (закрывающее) запорные элементы 1 1 ).
Недостатком является то, что известное устройство не позволяет производить высокоскоростное ска- 20 нирование потока в связи с наличием механических запорных элементов, имеет ограниченное число точек отбора пробы ввиду загромождения сечения потока и обладает дискрет.- 25 ностью анализа.
Известно также устройство для отбора проб газа, содержащее корпус, выполненный в виде цилиндра, зонд, . установленный с возможностью вра- 30 щения. внутри корпуса, и приводной. механизм, установленный вне потока.
Корпус выполнен со щелью, расноложенной по его образующей, а зонд— с прорезью в виде винтовой линии523- 35
Недостатками указанного устройства являются узкая зона потока, подвергающаяся сканированию, ограниченная прорезЬю, невозможность изменения программы сканирования, а также наличие механического привода, усложняющего конструкцию и увеличивающего габариты.
Цель изобретения — сокращение времени получения информации в широкой зоне сечения потока.
Указанная цель достигается тем, что в автоматическом устройстве для сканирования газожидкостного 50 потока, содержащем цилиндрический корпус, зонд и приводной механизм, корпус имеет на внутренней поверхности замкнутый паз, выполненный в секторе с углом 18025 на длину 55 перемещения зонда, а его торец снабжен аэродинамическим крыпом, а зонд снабжен сочлененным с пазом корпуса штифтом, аэродинамической пластиной и Г-образной магистралью.
С целью измерения электрофизических параметров зонд заполнен электроизоляционным материалом и снабжен электропроводными шинами и токосъемниками, имеющими контактное соединение с вводом токосъемника.
На фиг.1 представлено автоматическое зондовое устройство для отбора пробы из газового потока,общий вид на фиг.2 — развертка паза корпуса; на фиг.3 — устройство для замера электрофизических параметров; на фиг.4 — узел I на фиг.3.
Устройство состоит из цилиндрического корпуса 1, установленного с возможностью вращения на оси 2, и зонда 3. Корпус 1 имеет на внутренней поверхности замкнутый паз 4 (развертка приведена на фиг.2), обеспечивающий возвратно-поступательное и вращательное перемещение зонда 3, на заднем торце аэродинамическое крыло 5, осуществляющее вращение устройства под действием сил набегающего газового потока.
Зонд 3 на выступающей из корпуса 1 части содержит аэродинамическую пластину 6, служащую для его возвратно-поступательного перемещения, и штифт 7, сочлененный с пазом 4 корпуса 1. В зонд 3 со стороны корпуса 1 введена Г-образная магистраль 8 отбора представительной пробы, обеспечивающая отбор без перемешивания и расслоения, возникающих при ее течении внутри корпуса 1. Соосно с выходом Г-образной магистрали 8 по оси вращения 2 корпуса 1 расположен канал 9 отсоса излишков пробы и подсасываемого газа. !
При измерении электрофизических параметров в устройстве исключена
Г-образная магистраль 8, зонд 3 (фиг.3) заполнен электроизоляционным материалом 10 (например, фторопластом}, в котором проложены электропроводные шины 11, а в канале 9 размещен токосъемник, содержащий диск 12 с запрессованными кольцевыми шинами 13 и вращающийся относительно канала 9 диск 14, имеющий электроды 15, поджимаемые пружинами 16.
Устройство работает следующим образом.
1 з
При вращении корпуса 1 вокруг оси 2 зонд 3 описывает окружность, одновременно совершая возвратнопоступательное перемещение по радиусу сечения, благодаря движению штифта 7 по пазу 4 корпуса 1. Аэродинамическая пластина 6, находясь в исходном положении (зонд 3 выдвинут, фиг.1, штифт 7 находится в точке а, фиг.2), под действием сил потока перемещает зонд 3 вовнутрь корпуса 1 по линии а и б паза 4. При движении штифта 7 по пазу 4. корпуса-1 на участке б и в зонд 3 и аэродинамическая пластина
6 поворачивается на угол 180. Центробежные силы, а также действующие на развернутую пластину 6 аэродинамические силы выдвигают зонд 3 по линии в, r и а в исходное состояние, при этом на участке г и а
1084649 совместно с силами инерции поворачи- вают пластину 6 в первоначальное положение. Далее цикл повторяется.
Предлагаемое устройство дает . воэможность устанавливать закон сканирования поперечного сечения потока соответствующими изменениями углов атаки и площадей аэродинамических
10 крыла и пластины. Наличие привода, использующего энергию потока, позволяет значительно упростить кон струкцию, уменьшить габариты и дос стичь высокоскоростного сканиро)s вания за счет увеличения частот кругового вращения корпуса и, возвратно-поступательного перемещения зонда. Результирующее перемещение зонда позволяет сканировать но
20 всему сечению потока за исключением зоны вращения корпуса


