Батометр
1. БАТОМЕТР, содержащий се чатый короб с передней и задней рамами , днищем, рулем, подъемными и крёпежныйи тросами и сборником проб, снабженным отбойнь|м козьфьком, от личающийся тем, что, с целью повышения представительности про ( Риг. 1 ( I. U4((. 13 r|:Xrt«w« CMt Mtt M«TpA и снижения трудозатрат, сборник проб вьшолнен в виде ковша, шарнирно установленного на задней раме, снабженного вкладьппами и соединенно1о с подъемнь1м тросом, установленным на роликах , передняя рама снабжена боковыми обтекаемыми грузами, задняя установлена наклонно, батометр снабжен дополнительным рулем, при этом рули установлены на боковых поверхностях короба, а днище выполнено из ткани и снабжено грузами, расположенными на его передней кромке, задняя соединена с ковг ШОМ.1 2.Батометр по п. 1, отличающий с я тем, что задняя рама снабжена штифтами-ограничителями положения ковша. 3.Батометр по п. 1, отличающийся тем, что рули соединены между собой стержнем-распоркой.
. СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИК
093 А (191 (11) 315О 01 М 1/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3553688/23-26 (22) 17.02.83 (46) 30.03.84. Бюл . Р 12 (72) В.Ф.Козырев и В.С.Богомолов (7 1) Южный государственный проектноизыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства (53) 543.053(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР.
Ф 542930, кл. 6 01 N 1/10, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
В 930047, кл. G 01 N 1/40, 1982. (54) (57) 1 ЕАТОМЕТР, содержащий сетчатый короб с передней и задней-рамами, днищем, рулем, подъемными и крепежнычи тросами и сборником проб, снабженным отбойнь|м козырьком, о тл и ч а ю шийся тем, что, с це- . лью повышения представительности проб
f9 и снижения трудозатрат, сборник проб выполнен в виде ковша, шарнирно установленного на задней раме, снабженного вкладышами и соединенного с подьемным тросом, установленным на роли ках, передняя рама снабжена боковыми обтекаемыми грузами, задняя установлена наклонно, батометр снабжен дополнительным рулем, при этом рули установлены на боковых поверхностях короба, а днище выполнено из ткани и снабжено грузами, расположенными на его передней кромке, задняя соединена с ков-. шом.
2. Батометр по п. 1, о т л и ч à- Pg ю шийся тем, что задняя рама снабжена штифтами-ограничителями.положения ковша.
3. Батометр по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что рули соединены Я между собой стержнем-распоркой.
1 083093 2
Изобретение относится к гидрологическим изысканиям, в частности .к гидрометрическим приборам, используемым для измерения расходов влекомых наносов в реках путем отбора проб. 5
Известен батометр, который представляет собой сетчатый мешок, укрепленный на квадратной раме и перемещаемый по штанге с помощью троса и лебедки. Батометр снабжен гидродинами- 1О ческим погружателем в виде наклонной пластины, укрепленной сверху рамы Я.
Известный батометр имеет недостатки, заключающиеся в том, что штанга пересекает входное отверстие в раме, нарушает скоростной поток и сам сетчатый мешок, поэтому затруднено поступление наносов в батометр, кроме того, при больших скоростях течения батометр может не опуститься на 20 дно, а проверить это-конструкция не позволяет. Перечисленные недостатки не обеспечивают необходимую точность измерения и усложняют применение батометра. 25
Наиболее близким к предлагаемому является батометр, содержащий сетчатый короб с передней и задней рамами, днищем, рулем, подъемными и крепежными тросами и сборником проб, снабжен- ЗО ным отбойным козырьком f 2).
Однако жесткое наклоненное в виде трамплина и приподнятое над дном потока днище с выступающим снизу сборником наносов не обеспечивает хорошего сопряжения его с дном потока и тем самым затрудняет поступление наносов в барометр, кроме того, возможны подмыв и движение наносов.в обход, а сохранение открытым входного и выход †ного отверстия в коробе во время подьема батометра не исключает вымыва наносов из сборника. Эти недостатки снижают точность измерения. Кроме того, подвеска барометра на четырех 45 тросах, наличие шланга с насосом ус. ложняет управление им, устройство в целом громоздкое, тяжелое.
Цель изобретения — повышение представительности проб, снижение трудозатрат.
Указанная цель достигается тем, что в батометре, содержащем сетчатый короб с передней и задней рамами, дни-. щем, рулем, подъемными и крепежными 55 тросами и сборником проб, снабженным отбойным козырьком, сборник проб выполнен в виде ковша, шарнирно установленного на задней раме, снабженного вкладышем и соединенного с подьемным тросом, установленным на роликах, передняя рама снабжена боковыми обтекаемыми грузами, задняя установлена наклонно, батометр снабжен дополнительным рулем, при этом рули установлены на боковьк поверхностях короба, а днище выполнено из ткани и снабжено грузами, расположенными на его передней кромке, задняя соединена с ковшом.
Задняя рама батометра снабжена штифтами-ограничителями положения ковша.
Рули соединены установленными между особой стержнем-распоРкой.
На фиг. 1 изображен батометр, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди на фиг. 3 — сборник проб, про1 дол ьный р азр е з .
Батометр имеет сетчатый открытый спереди и сзади короб, состоящий из передней 1 и задней 2 П-образных Рам соединенных между собой сверху уголками 3, а снизу планками 4. Металлическая сетка 5 с ячейками 2х2 мм закрывает короб сверху и с боков, а мягкое, например, брезентовое днище
6 завернуто по краям короба и сшито с сеткой на планках 4. Откидная задняя стенка выполнена в виде ковша 7, соединенного шарнирами 8 с низом боковых стоек рамы 2 и представляющего собой сборник проб. К ковшу прикреплен подъемный трос 9. На боковых стойках задней рамы 2 укреплены снаружи штифты 10, ограничивающие опускание ковша так, что его дно имеет наклон 6-8 . В ковш вставлен вкладыш 11, который при подъеме ковша плотно входит внутрь рамы 2, обеспе- чивая вместе с ковшом необходимую герметичность закрывания выходного отверстия короба при подъеме батометра. Отбойный сетчатый козырек 12 прикреплен к вкладышу шарниром 13 и в опущенном состоянии опирается на два уступа 14. К боковым стойкам передней рамы прикреплены скобами 15 обтекаемые грузы 16. Сверху на этой раме укреплена планка 17, на которой закреплен крепежный торос 18, ограни-. чивающий снос батометра в потоке.
Рули 19, состоящие из двух плоскостей, соединенные между собой стержнемраспоркой 20 для предотвращения вибрации, установлены сверху короба. В
1083093 связи с ТрМ что батометр нри подъеме или опускании имеет наклон, то задний руль в этом случае будет неэффективным. На передней и задней рамах короба сверху закреплены два ролика 21 и 22, через которые проходит подъемный трос 9. Задняя рама 2 короба име-! ет наклон назад в 60-70, обеспечивая тем свободное откидывание ковша и облегчая опускание передней части 10 батометра на дно потока. Передняя кромка брезентового днища 6 утяжелена закрепленными на ней свинцовыми грузами 23 в целях лучшего прижима кромки и днища в целом к поверхности 15 дна потока и избежания подмыва. Задняя кромка днища закреплена на ковше планкой 24, которая одновременно удерживает и вкладыш 1,1.
Батометр работает следующим обра- 20 зом.
Подъемный трос 9, закрепленный на ковше 7, проходя сверху ролика 21 и под роликом 22, своим натяжением при подъеме или опускании бато- 25 метра удерживает ковш плотно прижатым к задней раме 2 короба, при этом входное отверстие короба направлено вверх, а закрытое выходное вниз.
Под действием грузов и гидродинами30 ческого давления потока батометр при
его перемещении тросом всегда наклонен, но так, что завихрения в нем не возникают. Наклонное положение батометра облегчает установку его на
3S дно потока. 8 момент касания батометром дна потока натяжения подъемного троса 9 ослабевает и грузы 16 опускают и прижимают короб батометра ко дну. Одновременно ковш откидывается и ложится на дно потока открывая зад" о
Э нее отверстие короба и обеспечивая беспрепятственное движение водной массы сквозь короб. Поступающие в батометр влекомые наносы,при этом свободно движутся по днищу и задерживаются во вкладьппе ковша, где сетчатый отбойный козырек 12 предохраняет мелкие фракции от вымывания. При подъеме батометра натянутый трос 9 вначале поднимает ковш и йлотно прикрывает выходное отверстие короба, затем поворачивает батометр входным отверстием вверх и в. таком положении он поднимается на поверхность, где из откинутого ковша выгребаются наносы. Погружение батометра производят лебедкой, установленной на лодке в кормовой части. Этим батометром можно работать с люльки или моста. I
Технико-экономический эффект от применения батометра в производственных условиях получают за счет возможности измерять расходы влекомых наносов с достаточной точностью, что имеет существенное значение в решении вопросов, связанных со стоком наносов при проектировании гидротехнических сооружений на реках.


