Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНТ ЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, внутри которого на пальце расположены сателлиты, введенные в зацепление с полуосевыми шестернями, связанными посредством винтового шлицевого соедиЮнения с втулками, установленньоми на полуосях, причем левое шлицевое соединение выполнено с направлением Спирали, противоположным правому , фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с корпусом, а ведомые - с полуосевыми шестернями , отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства, он снабжен обоймой, установленной в корпусе с возможностью перемещения в осевом направлении , на внутреннюю поверхность ко ,торой оперты сателлиты и полуосевые шестерни. (Л 12
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) В 60 К 17/20
, е" с ; p v i Ф „: g,, 1
1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ъ6 ( г
1.!
-Ъйайа -; .:д, д (21) 3517015/27-11 (22) 01.12.82 (46) 30.03.84. Бюл. Р 12 (72) В.В.Кужелев (53) 629.113-587(088.8) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Р (56) 1. Патент США г) 2923174, кл. 74-711. 1960 (прототип). (54) (57) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНТ
ЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, внутри которого на пальце расположены сателлиты, введенные в зацепление с полуосевыми шестернями, связанными посредством винтового шлицевого соединения с втулками. установленными на полуосях, причем левое шлицевое соединение выполнено с направлением Спирали, противоположным правому, фрикционные муфты, ведущие элемейты которых связаны с корпусом, а ведомые — c полуосевыми шестернями, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства, он снабжен обоймой, установленной в корпусе с возможностью перемещения в осевом направлении, на внутреннюю поверхность ко,торой оперты сателлиты и полуосевые шестерни.
1083638
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств.
Известен самоблокируюшийся дифференциал транспортного средства, содержаший корпус, внутри которого на пальце расположены сателлиты, введенные в зацепление с полуосевыми шестернями, связанными посредством винтового шлицевого соединения с втулками, установленными на полуосях, причем левое шлицевое соединение выполнено с направлением спирали, противоположным правому, фрикционйые муфты, ведушие эле- 15 менты которых связаны с корпусом, а ведомые - с полуосевыми шестернями 11) .
Недостатком известной конструкции является момент трения в фрин- 2р ционных муфтах при одинаковых сцепных условиях ведущих колес с дорожным покрытием, вследствие чего увеличивается износ шин. расход топлива, ухудшается управляемость 25 транспортным средством.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем,30 что самобл киоуюшийся дифференциал транспортного средстца, содержащий корпус„ внутри которого на пальце расположены сателлиты, введенные в зацепление с полуосевыми шестернями связанными посредством винтового шлицевого соединения с втулками, ус тановленными на полуосях, причем левое шлицевое соединение выполнено с направлением спирали, противоположным г.;равому, Фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с корпусом, а ведомые — с полуосевыми шестернями снабжен обоймой, установленной в коопусе с возможностью перемешения в осевом направлении, 45 на внутреннюю поверхность которой оперты сателлиты и полуосевые шестерни.
На чертеже изображен предлагаемый диФференциал в разрезе.
ДиФференциал состоит из корпуса 1, 50 внутри которого на пальце 2 установлены сателлиты 3 и полуосевые шестерни 4 и 5, .связанные посредством винтового шлицевого соединения с втулками б и 7, установленными на полу- 55 осях 8 и 9.
Ведущие 10 и ведомые 11 диски
Фрикционных муфт 12 связаны соответственно с корпусом 1 и полуосевыми шестернями 4 и 5. для восприятия реактивных осевых сил установлена втулка 13. Винтовое шлицевое соединение полуосевая шестерня 4
ВНИИПИ Заказ 1646/15
Филиал ППП "Патент", г.
1 втулка б имеет направление с в= рали, противоположное соединению шестерня 5 — втулка 7.
Внутри дифференциала. установлена . с осевой подвижностью на шлицах 14 обойма 15. имеющая внутренние торцы
16.
Дифференциал работает следующим образом.
При движении транспортного средства, когда ведущие колеса находятся в равных сцепных условиях с дорожным покрытием, осевые силы, возникающие в винтовых шлицевых соединениях шестерен 4 и 5 и втулок б и 7 равны между собой и воспринимаются внутренними торцами 16 обоймы 15.
Момент трения в муфтах 12 незначительный и остается постоянным при любых нагрузках.
При попадании одного из ведущих колес в неблагоприятные сцепные условия на отстающей полуоси, например 8, возникает больший момент сопротивления, чем на полуоси 9. В результате чего обойма 15, сжимая фрикционную муФту 12 полуосевой шестерни 4, перемешается по шлицам 14 под действием разности осевых сил, возникаюших в винтовых шлицевых соединениях шестерен 4 и 5 и втулок
6 и 7 и определяемых моментами полуосей 8 и 9, которые неодинаковы
При этом момент трения в муфте 12 полуосевой шестерни 5 падает, а в муфте 12 полуосевой шестерни 4 возрастает, происходит блокировка полу осевой шестерни 4 с корпусом 1.
Дифференциал блокируется., При возникновении одинаковых сцепных условий ведущих колес, т.е. выравнивании моментов на полуосях
8 и 9,осевые силы в винтовых шлицевых соединениях становятся равными между собой, поэтому момент трения в муфте 12 полуосевой шестерни 4 падает и дифференциал автоматически разблокируется.
Таким образом, в отличие от прототипа блокировка дифференциала (сжатие одной муфты 1 осуществляется за счет разности осевых сил, получаемой при помощи обоймы,а разблакировка происходит автоматически при условии, когда разность осевых сил равна нулю, т.е. когда сцепные условия ведущих колес с дорожным покрытием становятся одинаковыми, что улучшает управляемость транспортным средством, уменьшает износ шин и расход топлива.
Тираж б 57
Подписное
Ужгород, ул.Проектная, 4

