Зондирующий комплекс профиля скоростей течения

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(59001 Р 5 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ- КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3502837/18-10 (22) 22.10.82 (46) 30.01.84. Вюл. Р 4 (72) Г. В. Смирнов, В. М. Кушнир, A. Б. Шадрин и Б. В; Шамрай (71) Северно-Западный заочный политехнический институт и Морской гидрофизический институт AH УССР (53) 621.317.39 ° 531.7(088.8) (56) 1. Патент Франции Р 2271578, кл. 5 01 Р 5/00, 1976.

2. Патент Японии 9 52-55180, кл. 111А-1, 1977.

3. Шевцов В. П. и др. О методике исследования вертикальной структуры морских течений с борта судна. Океанология, т. 13, вып. 6, 1973, с. 1108-1113.

4. Авторское свидетельство СССР

9 792144, кл. Q 01 Р 5/00, 1980

{ПРототип1 ° (54)(57) ЗОНДИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС ПРОФИЛЯ СКОРОСТЕЙ ТЕЧЕНИЯ, содержащий погружаемый блок, палубный блок, первый блок управления и блоки навигационных и метеосиноптических измерений, при этом погружаемый блок состоит из подводных измерительных преобразователей, выходы которых соединены с входами первого коммутатора, выход которого через аналогоцифровой преобразователь, первый преобразователь кодов и первый модем подключен к входу кабель-троса, второго блока управления, первый — Четвертый выходы которого соединены соответственно с управляющим входом первого коммутатора, анапого-цифрового преобразователя, первого преобразователя кодов и первого модема, причем палубный блок состоит из кабельтроса, выход которого через второй модем подключен к входу второго коммутатора, остальные входы которого соединены с выходами палубных изме. рительных преобразователей, а управ„„SU„„1070484 А ляющий вход — с первым выходом третьего блока управления; второй выход. которого подключен к управляющему входу второго модема, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения быстродействия и достоверности определения текущих оценок пространственно распределенных гидрофизических характеристик в реальном. темпе комплексных судовых исследований океана, в него введены канал связи, второй преобразователь кодбв, первый блок сопряжения, первый блок шин и блок вычисления гидрофизических характеристик, включающий в себя второй блок шин, семь блоков сопряже- д ния, оперативное запоминающее уст- ройство, перепрограммируемое посто- у янное запоминающее устройство, четвертый блок управления и три вычислителя, причем выход второго коммутатора соединен через .канал связи и второй преобразователь кодов с входом первого блока сопряжения, управляющий вход которого подключен к четвертому выходу третьего блока уп- СР равления, третий выход которого сое- а 1 динен. с управляющим входом второго преобразователя кодов, вход и выход первого блока сопряжения подключены Д, к первым входу и выходу второго блока шин, вход и выход первого блока 4" управления и блоков навигационных и Д, „ метеосиноптических измерений через первый блок шин, восьмой блок сопряжения, четвертый блок управления и второй блок сопряжения соединены с вторым входом и выходом второго блока шин, третий вход и выход которого подключены через третий блок сопряжения к входу и выходу оперативного запоминающего устройства, четвертый вход и выход через четвертый блок сопряжения — к входу и выходу перепрограммируемого постоянного за.поминающего устройства, а пятый, шес«

1070484 той и седьмой вход и выход соответственно через пятый, шестой и седь1

Изобретение относится к технике измерения скорости текущих сред и может использоваться для измерения параметров вертикального распределения горизонтальной скорости течения в 5 океане.

Известен измерительный комплекс для получения данных о распределениях скорости течения в океане, в котором используются акустические или электромагнитные измерители скорости течения с применением нескольких из мерительных баэ Г1).

Недостатками данного комплекса являются низкие, быстродействие и до-, стоверность комплексных измерений .гидрофизических характеристик профиля скорости течения в океане в реальном масштабе эксперимента.

Известен также измерительный зондирующий комплекс для получения данных о вертикальных распределениях горизонтальной скорости течения океане, в котором используется вращение чувствительных элементов вокруг . своей продольной оси для модуляции сигналов геомагнитным полем или полем течения и последующее выделение компонент вектора скорости (2 j.

При .этом. не, устраняется влияние сноса устройства течениями и имеет ЗО, место сильная чувствительность измерителей от географической широты или величины скорости, поэтому, указанный зондирующий комплекс также не обеспечивает оперативных достоверных ком- 35 плексных измерений гидрофизических характеристик в реальном масштабе эксперимента, Известен также зо дирующий кОмп 4О лекс. профиля скоростей течения, содержащий корпус, измеритель гидростатического давления, выход которого соединен с выходом коммутатора каналов, два акустических измерителя скорости течения, измерительные базы ко- торых ориентированы перпендикулярно продольной оси корпуса, а их парные выходы соединены соответственно с входами коммутатора каналов, измеритель угла азимута, подключенный к Ю входу коммутатора, выход которого через преобразователь угол-временной интервал соединен с входом коммутатора каналов, два выхода которого подключены к первым входам двух счет 55 мой блоки сопряжения — к входу и выходу трех вычислителей.

2 чиков, к вторым вентильным входам которых подключен генератор опорной частоты, а выходы счетчиков через преобразователь кода и модулятор связи соединены кабель-тросом с бортовой аппаратурой, выход которой через приемник-демодулятор подключен к входу магнитного регистратора и к выходу коммутатора бортовых измерителей, причем один из его входов соединен с блоком управления, подключенным к входу приемника-демодулятора, а другой вход соединен с выходом измерителя изменения координат судна по данным радионавигационной системы (3 J.

В данном комплексе невозможно оперативное определение достоверных геофизических характеристик профиля скоростей течения, т.е. Одновременное определение текущих оценок гидрологических В,, гидроакустических

8О и дополнительных 8g характеристик в реальном времени комплексных гидрофизических исследований океана, что резко ограничивает производительность таких исследований и достоверность получаемых (только после трудоемкой обработки магнитных записей в вычислительном центре) результатов °

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является зондирующий комплекс профиля скоростей течения, содержащий погружаемый блок, палубный блок, первый блок управления и блоки навигационных и метеосиноптических измерений, при этом погружаемый блок состоит из подводных измерительных преобразователей, выходы которых соединены с входами первого коммутагора, выход которого через аналого-цифровой преобразователь, первый преобразователь кодов и первый модем подключен к входу кабель-троса, второго блока управления, первый — четвертый выходы которого соединены соответственно с управляющим входом первого коммутатора, аналого-цифрового преобразователя, первого преобразователя кодов и первого модема, причем палубный блок состоит из кабельтроса, выход которого через второй модем подключен к входу второго коммутатора, остальные входы которо-. го соединены с выходами палубных

1070484 измерительных преобразователей, а управляющий вход - с первым выходом третьего блок управления, второй . выход которого подключен к управляющему входу второго модема. .5

Погружаемый блок содержит измеритель гидростатического давления, гидроскойический измеритель угла азимута и измерители углов отклонения продольной оси зонда от вертикали. Выходы измерителей соединены с входами -коммутатора, выход которого через преобразователь угол-временной интервал совместно с выходом измерителя гидростатического давле- <5 ния подключен к первому и второму входам коммутатора каналов соответственно. Третий и четвертый, пятый и шестой, седьмой и восьмой входы коммутатора каналов соединены соответст- 0 венно с парными выходами трех взаимно перпендикулярных акустических измерителей скорости течения, причем измерительные базы первого и второго, акустических измерителей ориентиро вани вдоль взаимно перпендикулярных йоперечных осей корпуса, а измерительная база третьего акустического измерителя - по продольной оси корпуса. Первый и второй выходы коммутатора каналов соединены соответственно с первыми входами вентилей двух счетчиков, вторые входы которых подключены к генератору опорной частоты, а выходы счетчиков соединены с выходами преобразователя параллельного кода в последовательный,, выход которого через модулятор связи подключен к входу кабель-тросовой линии связи между погружаемым и палубным блоками. Выход кабель-тросо- 40 вой линни связи через приемник-демодулятор соединен с входом магнитного регистратора. К этому же входу подключен выход коммутатора бортовых измерителей, к первому — пятому входам 45 которого подключены соответственно выходы бортовых измерителей: курса судна, измерителя координат судна по данным радионавигационной системы, интервалов вр м ни, длины сма-. 50 тываемого кабель-троса и угла отклонения кабель-троса от поперечной плоскости судна. В состав зондирующего комплекса входит также блок управления, вход которого соединен с выходом5 приемника-демодулятора, а выход подключен к шестому входу коммутатора бортовых измерений (4).

Известный комплекс повышает по сравнению с комплексом (3 ) точность измерений первичных параметров 8., 60 .профиля течений океана и дополнительных параметров 8g в подводном и палубном блоках, но не обеспечивает достижения высокой производительности и достоверности одновременного 65 определения текущих оценок гидрологических 9„, гидроакустических 6 и дополнительных 9 в реальном темйе комплексных гйдрофиэических иссле дований океана в силу того, что данный комплекс построен по радиальной жесткой деревовидной структуре, не соответствующей новейшим достижениям в области автоматизации судовых гидрофизических исследований океана и новейших средств измерительной и вычислительной техники.

Цель изобретения — повышение быстродействия и достоверности определения текущих оценок пространственно распределенных гидрофизических характеристик в реальном времени комплексных судовых исследований океана.

Поставленная цель достигается тем; что в зондирующий комплекс профиля скоростей течения, содержащий погружаемый блок, палубный блок, первый блок управления и блоки навигационных и метеосиноптических измерений, при этом погружаемый блок состоит из подводных. измерительных преобразователей, выходы которых соединены с входами первого коммутатора, выход которого через аналого-цифровой преобразователь, первый преобразователь кодов и первый модем подключен к входу кабель-троса, второго блока управления, первый — четвертый выходы которого соединены соответственно с управляющим входом первого коммутатора, аналого-цифрового преобразователя, первого преобразователя кодов и первого модема, причем палубный блок состоит из кабель-троса, выход которого через второй модем подключен к входу второго коммутатора, остальные входы которого соединены с выходами палубных измерительных преобразователей, а управляющий вход — с первым выходом третьего блока управления, второй выход которого подключен к управляющему входу второго модема, введены канал связи, второй преобразователь кодов, первый блок сопряжения, первый блок шин и блок вычисления гидрофиэических характеристик включающий в себя второй блок шин, семь блоков сопряжения, оперативное запоминающее устройство, перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство, четвертый блок управления и три вычислителя, причем вьход второго коммутатора соединен через канал связи и второй преобразователь кодов с входом первого блока сопряжения, управляющий вход которого подключен к четвертому выходу третьего блока управления, третий выход которого соединен с управляющим входом второго преобразователя кодов, вход и выход первого блока сопряжения подключены к первым входу и выходу второго блока шин, вход и

1070484 выход первого блока управления и блоков навигационных и метеосиноптических измерений через первый блок шин, восьмой блок сопряжения, четвертый блок управления и второй блок сопряжения соединены с вторым вхо- 5 дом и выходом второго блока шин, третий вход и выход которого подключены через третий блок сопряжения к входу и выходу оперативного запоминающего устройства, четвертый вход и 1О выход через четвертый блок сопряжения к входу и выходу перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства, а пятый,.шестой и седьмой входы и выход соответственна через пятый, шестой и седьмой блоки сопряжения — к входу и .выходу трех вычислителей.

На чертеже приведена схема зондирующего комплекса профиля скоростей течения.

Зондирующий комплекс состоит иэ погружаемого блока 1, палубного блока 2, блоков 3 вычисления гидрофиьических характеристик, блока 4 навигационных измерений, первого и второго блоков 5 и 5 шин, блока 6 ме.теосиноптических измерений, первого.четвертого блоков 7 -7 управления, первого и второго коммутаторов 8„ .и

8, подводных измерителвых 91 и па.лубных измерительных 9 преобразователей, аналого-цифрового преобразователя 10, первого и второго преобразователей 11 . и 11 кодов, первого и второго модемов 12 и 122, кабель35 троса 13, канала 1 связи., первоговосьмого блоков 15 -15< сопряжения, .оперативного 16 и йерепрограммируемого постоянного 17 запоминающих устройств, а также первого-третьего вы- 40 числителей 18„, 18, и 18g . В погружаемом блоке подводимые измерительные преобразователи 91 соединены с входами первого коммутатора 8, выход которого соединен с входом аналого- 45 цифрового преобразователя 10, выход которого подключен к входу первого преобразователя 11„ кодов, выход которого соединен с первым модемом

12„, первый-четвертый выходы второго о блока 7> управления соединены с входами первых коммутатора 81, аналогоцифрового преобразователя 10 преобразователя 11< кодов и модема 12„, выход которого соединен с выходом погружаемого блока 1. В.палубном блоке 2 вход кабель-троса 13 соединен через вход палубного блока 2 с выходом пагружаемога блока 1, выход кабель-троса 13 через второй модем 12 и палубные измерительные преобразова-6О .тели 9 .соединен с входами второго коммутатора 82, выход которого соединен через первый канал 14 связи, и второй преобразователь 112 кодов .с входом первого блока 15 сопря- Я жения, выход и вход которого соединены с выходом и вхадом палубного блока, Первый-четвертый выходы третьего блока 7 управления соединены с входами второго коммутатора 8, Второго модема 12, второго преобразователя 11 кодов и первого блока

15„ сопряжейия, первые вход и выход которого соединены с первыми входом и выходом второго блока 5 шин, вто рые-седьмые вход и выход которого через второй-седьмой блоки 15 -157 сопряжения соединены cпервымйвыходом и входом четвертого блока 7 управления, с выходом и входом оперативного запоминающего устройства 16, перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства 17 и первоготретьего вычислителей 18 -18> . Вторые вход и выход четвертого блока 7+ управления через восьмой блок 15 сопряжения соединены с вторыми входом и выходом первого блока 5 шин, первые, третьи, четвертые вход и выход которого соединень с выходом и входом блока 4 навигационнь|х измерений блока 6 метеосиноптических измерений и первого блока 7„ управления.

Для повышения быстродействия и достоверности определения текущих оценок гидрофизических характеристик океана в реальном времени комплексных судовых исследований океана органи.— зованы функционально и территориально распределенные и распараллеленные урони обработки подводных 8„, палубных 82 измерений и вычислений гидрологических 8р, гидроакустических

8С, и дополнительных текущих характериатик, создана возможность гибкого .перераспределения вычислительных ресурсов между вычислителями 18„- 18, а также между блоками 3 вычисления гидройизических характеристик, блоками" навигационных 4 и метеосиноптических 6 измерений, обеспечена воэможность. эффективного использования новейших достижений в области создания высокоскоростных асинхронных блоков шин типов UNIBVË, МБ?.YIBVH, О-BVS, CP-1Â.

Зондирующий комплекс профиля скоростей течения работает следующим образом.

В погружаемом блоке 1, например, в зоне в заданном К-м профиле океана выполняются измерения 8„ которые с выхода погружаемого блока 1 поступают на вход палубного блока 2, в котором выполняются вспомогательные измерения 82 и полученные результаты

9 = 8„ + 8g через выход и вход палубного блока поступают через первые вход и выход в блок 3 вычисления гйдрофиэических характеристик.

Данные о координатах К и дрейфе и судна с блока навигационных измерений через первые вход и выход пер1070484 вого блока 51 шин через его вторые вход и выход поступают на вторые вход и выход блока 3 вычмсления гидрофиэических характеристик.

Метеосиноптические данные.измерений с блока 6 метеосиноптических измерений через тре ьи вход и выход первого блока 5 шин через его втоМ рые вход и выход поступают на вторые вход и выход блока 3 вЫчисления гидрофизических характеристик. t0

Управление этими и аналогичными процедурами асинхронного двунаправлен= ного обмена данными через первый блок

51 шин, а также вторичную обработку гйдрофиэических измерений (6 вы- 15 полняет первый блок 7„ управления с помощью его входа и выхода, подключенных к четвертым выходу и входу первого блока 5„ шин.

В погружаемом блоке 1 второй блок Zg

7> управления управляет измерениями

61 . По его сигналам управления с ere первого — четвертого выходов последовательно с помощью. первого коммутатора 3„ опрашиваются выходы подводных иэмерительных преобразователей 9 (виброчастотный преобразователь давления, гироскопический и маятниковые .преобразователи углов отклонения, акустические преобразователи скорости течения и звука), и последовательность данных измерений 61 подается на вход первого аналого-цифрового преобразователя 10„; в котором аналоговые данные измерений преобразуются в цифровые данные в форме двоичных кодов, поступающих в первый преобразователь 11, кодов (параллельных дво ичных в последовательны ), и с его выхода (в форме последовательности прямоугольных импульсов) измерения 4Q

9„ поступают в первьй модем 12.. В подводные измерения 6„ в погружаемом блоке 1 входят глубина погружения угли отклонения зонда от оси ориции Ч, от р к Ы, oT ro 4 риэонтали р, относительные скорости течения у звука С, температура Т и электрическая проводимость g, С выхода первого модема 12„ по цепочке через первый выход погружае- 5О мого блока 1, через вход палубного блока 2, через кабель-трос 13 и втррой модем 12@ на первый вход второго коммутатора 8 передаются подводные измерения 8„. При этом первый модем

12„, кабель-трос 13 и второй модем

12 последовательно выполняют прямое

М частотное преобразование; передачу промодулированных на основе ЧИМ и о6ратное частотное преобразование измерений В . Второй коммутатор 8 опрашива- <О

1 ет второй модем 12 и палубные измеритель ные преобразователи 92 (преобразователи углов отклонения от вертикали кабель-троса 13, счетчик длины ка, бель-троса ), выполняющие вспомога- 65

I тельные измерения 8,. и полученная общая последовательность измерений

Из 0 + Од через цепочку: первый канал 14 связи, второй преобразователь 112 кодов (из последовательных в параллельные двоичные передается на первый вход первого блока 15.1 сопряжения. Управление преобразованием

Формы измерений 93 и их передачей в палубном блоке 2 выполняет. третий блок 7 управления. С выхода и входа первого блока 15„ сопряжения через выход и вход палубного блока 2 измерения 6 поступают через первые вход и выход блока 3 вычисления гидрофиэических характеристик на первые вход и вь ход второго блока 5 шин.

Управление асинхронными двунаправленными. передачами через второй блок

5 шин,череэ вторые выход и вход и второй блок 15@ сопряжения выполняет через первые выход и вход четвертый блок 74 управления.

Измерения О через второй блок 5 шин,.через его третьи выход и вход и через третий блок 15> сопряжения поступают в оперативное запоминающее устройство 16; Программы гидрофиэических вычислений хранятся в перепрограммируемом постоянном запоминающем устройстве 17 и через четвертый. блок 15+ сопряжения, четвертый выход и вход второго блока 5 шин мо- гут передаваться через пятые — седьмые его выходы и входы и через пятыеседьмые блоки 15 -15 сопряжения, на первые — третьи вьчислнтели 18 -18> первичных гидрологических 6, гидроакустических 8О и вспомогательных, 18

9з параметров. При этом первый вычислйтель 18„ вычисляет зависимости тем- пературы ;, солености g; и давления а также выполняет сглаживание н интерполяцию этих зависимостей.

Второй вычислитель 182 вычисляет зависимости скорости течения V; н скорости звука С; по всем коордйнатам и разным базам (расстояние между аку стическими датчиками в подводных измерительных преобразователях 9 ), обеспечивает пересчет составляющих этих параметров из системы отсчета погружаемого блока 1 в географическую систему координат с учетом палубных вспомогательных измерений 62и данных о координатах К и дрейфе d судна, а также метеосиноптических данных .

Повышение быстродействия и достоверности комплексных измерений гидрофизических характеристик профиля скоростей течений океана в реальном времени эксперимента, в широких диапазонах глубины, в условиях сильного воздействия мешающих факторов (волнение, естественные и преднамеренные помехи )достигнуто за счет обеспечения во времени эксперимента

1070484

ВНИИПИ 3аказ11674/43 Тираж 823 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4 распараллеливания, функциональной и территориальной децентрализации про° цедур подводных измерений 9„ в погружаемом блоке 1, палубных дополнительных измерений 0g от .независимых и параллельных гидрологических 8п

5 гидроакустических О и дополнительных 8 вычислений в блоке 3 вычисления гидрофизическия характеристик и от передач через первый блок 5 шин гидрофизических зависимостей

В5®t8, g, з), Навигационных fE u df и метеосиноптических р данных между разнесенными по всему судну блоками

2, 3,. 4 и б и первым блоком 7 управления. 15

Третий вычислитель 18 дополнид тельных параметров 8 обеспечивает цифровую Фильтрацию зависимостей -О л и .6, вычисляет вторичные характеристики Е (частота Брента-Бяйсяля, градиенты скорости, температуры, солености, плотности, число Ричардсона) с учетом данных о координатах К, дрейфе d и метеосиноптических измерениях р», поступаюших через первый блок 5„ шин, вторые вход .и выход блока 3 вычисления гидрофизических характеристик З,.восьмой блок 15 сопряжения, четвертый блок 7 уп6 равления, второй блок 15 сопряжения

2 У второй блок 5> шин и седьмой блок 15 сопряжения в третий вычислитель 18

Зондирующий комплекс профиля скоростей течения Зондирующий комплекс профиля скоростей течения Зондирующий комплекс профиля скоростей течения Зондирующий комплекс профиля скоростей течения Зондирующий комплекс профиля скоростей течения Зондирующий комплекс профиля скоростей течения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технической физики, а именно к методам определения скоростей потоков газов и жидкостей в больших объемах, и может быть использовано в газовых средах, трубопроводах, при проектировании жилых и производственных помещений, нефте- и газохранилищ и т.д

Изобретение относится к исследованию гидрофизических полей и может быть использовано при проведении экологических исследований, в экспериментальной гидродинамике, океанологии и других областях техники, где требуется вести контроль состояния морской среды с подвижного носителя

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к оптическим измерителям потока сплошных оптических прозрачных сред (газа, жидкости и т.п.), основанных на доплеровских методах

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения скорости потока токопроводящих и токонепроводящих жидкостей, в частности в нефтедобывающей отрасли при контроле работы нефтяных скважин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения средних скоростей в потоках жидкости в условиях гидроакустических и гидрофизических помех, например, в океанах и морях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидроакустике и гидрофизике для контроля профиля скоростей морских течений

Изобретение относится к измерению параметров движения и может быть использовано для измерения скорости движения газовоздушных потоков

Изобретение относится к измерению скорости потока как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к измерению скорости потока различных сред как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к технике определения параметров газовых потоков и может быть использовано для исследования сложных закрученных течений в вихревой трубе
Наверх