Способ определения коэффициента трения тел качения и обоймы
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ ТЕЛ КАЧЕНИЯ И ОБОЙМЫ заключающийся в том, что телам качения задают вращение по внутренней поверхности обоймы, изменяют частоту их вращения и регистрируют при этом частоту вращения тел качения и момент трения обоймы, по которым определяют коэффициент трения. отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, дополнительно задают обойме перемещение в осевом направлении , измеряют осевое усилите этого перемещения и рассчитьшают коэффициент трения по формуле 2 (QL-P) f п- m . () где а. - осевое усилие перемещения обоймы} - сила веса обоймы пколичество тел качения; масса тела качения; ia)jчастота вращения тел качеНИЯ} О (Л диаметр внутренней поверхности обоймы; 1 - диаметр тей качения. 4 СП СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) М51) 01 )) 19 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :) 2 (a.-Р) где Q,вЂ”â€”
ialg
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3359332/25-28 (22) 25 ° 11 ° 81 (46) 30.01.84. Бюл. 9 4 (72) И.П.Филонов (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 678.6з620.178.163(088.8) (-56) 1. Сасаки Т. Трение качения небольшой скорости, "Механика", 1964, Р 5 (87), с. 221-224. (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ TFJi КАЧЕНИЯ И ОБОЙМЫ, заключающийся в том, что телам качения задают вращение по внутренней поверхности обоймы, изменяют частоту их вращения и регистрируют при этом частоту вращения тел качения и момент трения обоймы, по которым определяют коэффициент трения, 1 о т л и ч а ю щ и и е я тем, что, с целью расширения технологических возможностей, дополнительно задают обойме перемещение в осевом направлении, измеряют осевое усилие этого перемещения и рассчитывают коэффициент трения по формуле осевое усилие перемещения обоймы сила веса обоймы; количество тел качения; масса тела качения; частота вращения тел каче» ния1 диаметр внутренней поверх- ности обоймц диаметр. тел качения.
1070459
Тираж 827 Подписное
BHHNIH Заказ 11672/41
Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная,4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании коэффициента трения при обкатывании тел качения по внутренней поверхности испытуемого образца. S
Известен способ определения коэффициента трения тел качения и обоймы, заключающийся в том, что телам качения задают вращение по внутренней поверхности обоймы, изменяют 10 частоту их вращения и регистрируют при этом частоту вращения тел качения и момент трения обоймы, по которым определяют коэффициент трения f13 ° 15
Однако известный .способ имеет ограниченные технологические возможности, поскольку не позволяет определить коэффициент трения при наличии двух взаимно перпендикулярных движений тел качения и обоймы с различными скоростями.
Цель изобретения - расширение технологических возможнос ей.
Указанная цель достигается тем, чтО согласно способу определения коэффициента трения тел качения и обоймы, заключающемуся в том, что телам качения задают вращение по внутренней поверхности обоймы, изменяют частоту их вращения и регистри- 30 руют при этом частоту вращения тел качения и момент трения обоймы, по которым определяют коэффициент тре ния, дополнительно задают обойме перемещение а осевом напРавлении, 35 измеряют осевое усилие этого перемещения и рассчитывают коэффициент тре ния по Формуле
2 (Q.-Р
t8 lD-g ) где GL - -осевое усилие перемещения обоймы
Р— сила веса обоймы;
n - количество тел качениями 45
Ят1 — масса тела качения;
40q. — частота вращения тел качения;
Э вЂ” диаметр внутренней поверхности обоймы; — диаметр тел качения.
На чертеже показана схема устройства для осуществления предлагаемого способа.
Схема содержит втулку 1 с фланцем
2, тангенциальными соилами 3 и от верстием 4 для подвода сжатого воздуха внутрь втулки 1, кольцевые эластичные элементы 5 для регулирования расхода воздуха, регулнровочные крышки 6 и 7, шайбу 8, тела качения 9, обойму 10, измеритель 11 осевого усилия, торсионный измеритель 12 момента трения и датчик 13 частоты вращения тел качения.
Способ осуществляют следующим образом.
Тела качения 9 помещают между фланцем 2 и шайбой В. Устанавлиа@Ют крышки 6 и 7 в заданное положение, определяющее наружный диаметр элас» тичных элементов 5, и закрепляют обойму в торсионном измерителе 12 и измерителе 11. Подают в отверстие
4 сжатый. воздух, который, проходя через тенгенциальные сопла 3, образу ет вихревой поток,и приводит во вращение тела качения 9. Частоту вращения тел качения 9 регулируют с помощью элементов 5 и регистрируют датчиком 13. В результате взаимодействия в процессе обкатывания тел качения 9 по обойме 10 последняя поворачивается относительно своей оси симметрии, что регистрируется торсионным измерителем 12, проградуированным в единицах момента трения тел качения 9 и обоймы 10. 3атем с помощью измерителя 11 задают обойме 10 перемещение в осевом направлении и регистрируют при этом величину осевого усилия. При этом измеритель 12 не препятствует перемещению обоймы 10 в осевом направлении. Изменяя наружный диаметр эластичных элементов 5 и скорость осевого перемещения обойма 10, проводят определение коэффициента трения при различных сочетаниях скоростей и рассчитывают коэффициент трения по формуле
2 (8-И -ур — @ .в=и где 2 — осевое усилие перемещения обоймы сила веса обоймы;
П - количество тел качения, ю — масса тела, качения; — частота вращения тел качения;
Э вЂ” диаметр внутренней поверхности обоймыу с4- — диаметр тел качения.
Использование предлагаемого способа обеспечивает расширение технологических возможностей за счет учета при определении коэффициента трения осевого усилия, требуемого для перемещения обоймы в осевом направ- . лении.

