Инерционно-импульсная передача
ИНЕРЦИОННО-ИМПУЛЬСНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая соосные ведущий и ведомый кривошипные валы, связывающие их ведущие и ведомые шатуны, образующие с кривощипами валов параллелограммные механизмы, и установленные на ведущем валу неуравновещенные грузы, отличающаяся тем, что , с целью повышения долговечности,она снабжена дополнительными шатунами, связывающими каждый соответствующий неуравновещенный груз с кривощипом ведущего вала и периодически взаимодействующими с ведомыми шатунами . г (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
g(58 F 16 Н 3308
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "-К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3478949/25-28 (22) 06.08.82 (46) 30.01.84.Бюл. № 4 (72) И. М. Данильченко (53) 621.833.6 (088.8) (56) 1. Авторсксщ свидетельство СССР № 838206, кл. F 16 Н 33/08,1978.
2. Авторское свидетельство СССР № 309182, кл. F 16 Н 33/08, 1068 (прототип). (54) (57) ИНЕРЦИОННО-ИМПУЛЬСНАЯ
ПЕРЕДАЧА, содержащая соосные ведущий
„„SU„„1070359 А и ведомый кривошипные валы, связывающие их ведущие и ведомые шатуны, образующие с кривошипами валов параллелограммные механизмы, и установленные на ведущем валу неуравновешенные грузы, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения долговечности,она снабжена дополнительными шатунами, связывающими каждый соответствующий неуравновешенный груз с кривошипом ведущего вала и периодически взаимодействующими с ведомыми шатунами.
Ю 3
Ю
Сй
Сл
1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к автоматическим бесступенчатым передачам, и может быть использовано в приводах различных машин.
Известна инерционно-импульсная передача, содержащая соосные ведущий маховик с кривошипами и ведомый кривошипный вал, связывающие их шатуны, образующие два параллелограммных механизма, и установленные шарнирно на ведомых кривошипах неуравновешенные грузы, соединенные между собой попарно связью с переменным передаточным отношением (1) .
Указанная передача характеризуется сложностью, обусловленной наличием кинематической связи между грузами, размещенными на разных ведомых кривошипах. 15
Наиболее близкой по технической сущ- ности и достигаемому результату к предлагаемой является инерционно-импульсная передача, содержащая соосные ведущие и ведомый кривошипные валы, связывающие их ведущие и ведомые шатуны, образующие с кривошипами валов параллелограммные механизмы, и установленные на ведущем валу неуравновешенные грузы. Грузы взаимодействуют с ведомым валом посредством упругих поводков (2) .
Однако наличие в данной передаче упругих поводков и ударных нагрузок на рабочих элементах, вызываемых неуравновешенными грузами в моменты сближения их с шатунами ввиду разных линейных скоростей в момент контакта, снижает ее дол- gp говечность.
Цель изобретения — повышение долговечности передачи.
Указанная цель достигается тем, что З5 инерционно-импульсная передача, содержащая соосные ведущие и ведомый кривошипные валы, связывающие их ведущие и ведомые шатуны, образующие с кривошипами валов параллелограммные механизмы, и установленные на ведущем валу неуравнове- 4О шенные грузы, снабжена дополнительными шатунами, связывающими каждый соответствующий неуравновешенный груз с кривошипом ведущего вала и периодически взаимодействующими с ведомыми шатунами.
1070359
На фиг. 1 схематично изображена инерционно-импульсная передача, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечное сечение.
Передача содержит ведущий коробчатый вал 1 с кривошипами 2, соосный с ним ведомый вал 3 с кривошипами 4, связывающие их ведущие 5 и ведомые 6 шатуны, образующие с кривошипами 2 и 4 параллелограммные механизмы, .и неуравновешенные грузы 7, связанные с кривошипами 2 дополнительными шатунами 8.
Передача работает следующим образом.
Ппи вращении вала 1 и наличии сопротивления на валу 3 грузы 7 под действием центробежных сил инерции стремятся занять верхнее положение, наиболее удаленное от оси вращения, а ведомые шатуны 6, вращаясь относительно кривошипов 4 ведомого вала 2, стремятся перемещать грузы 7 в нижнее положение, ближе к оси вращения, При перемещении грузов 7 из верхнего в нижнее положение (в правом секторе в нижнее положение (в правом секторе фиг. 2) .их центробежные силы передаются по ведомым шатунам 6 на кривошипы 4 ведомого вала 3, формируя на последнем положительные импульсы крутящего момента, под воздействием которых вал 3 приобретает вращение в одном направлении.
При переходе грузов 7 из нижнего в верхнее положение (левый сектор фиг. 2) восстанавливается их потенциальная энергия.
В момент сближения дополнительных шатунов 8 и грузов 7 с ведомыми шатунами 6 они находятся в верхнем положении относительно кривошипного ведомого вала 3 и линейные скорости взаимодействующих поверхностей этих шатунов уравниваются, так как в это мгновение шатуны 6 и 8 совмещаются в осевой плоскости и их утловые скорости и радиусы вращения взаимодействующих поверхностей становятся равновеликими. Этим обеспечивается безударное наведение контакта рабочих поверхностей разъемного шарнира, образованного шатунами 6 и 8, снижается динамическая нагруженность рабочих элементов передачи и отпадает необходимость применения упругих поводков, чем и повышается долговечность передачи.
1070359
Составитель Г. Савочкин
Редактор В. Петраш . Техред И. Верес Корректор A. Ференц
Заказ 11329/36 Тираж 916 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


