Центробежная машина
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА, содержащая корпус и установлепные в нем па вплу рабочее колесо с ведущим диском, спабжеппым разгрузочными отверстпями, п П1айбу, iipnMbn aioniyK) к паружпой стороне диска, связанную с ним нрп помонц упруIOio элемента и имекмцук) отверстия, причем осп последппх и оси разгрузочных отверстий расположены на одном диаметре, отличающаяся тем, что. с пелыо повышения надежности и К11Д, рабочее колесо жестко закреплеК ) на валу, а 1найба уетанов,1ена на нем с возможностью новорота относительно диска 11 снабжена по перпферпи лопатками. (Л ел to ND 05
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(51) I= 04 D 29/04; F Oj..D 3/00
1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3476255/25-06 (22) 27.07.82 (46) 07. 11.83. Б юл. № 41 (72) И. К. Попов (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 383892, кл. Г 04 D 29/04, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
¹523994, кл. F Ol D 3/00 (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИ!!А, содержащая корпус и установленнь!е в нем
„„SU„„1052726 А
llH l3Hлу рабочее колесо с ведущим диском, Сli аож(II 11 Ы 31 PHHI P < ЗОЧ Н!э! М И ОТ В(. PCTlt Я МИ. И и!11!!бм, примыкающ3ло к нармжной стороне диск;1, связанную с ним при помои(и упруг(и 0 элемент!1 и имек)!цуt0 отверстия, причем оси последник и оси разгрузочнык отверстий р < l с п 0 1 0 ж е н ь! 1! а Од н О м д и а м (T p c, 0 T. 1(ч () !О! (1().
К<1 l I C li HO)I(C I 1 <1 !10 П(P И (<1)ЕР !1И Лов <1ТК<1 М И.
1052726
Составитель Jl. AIIH(:Hмоиа
Текред И. Ъе!>ес Корректс!> Г. Решетник
Тираж 665 !1одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПЛ «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Е. !1апп
Ла к и з 8823/28
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в центробежных машинах для автоматической разгрузки ротора от осевой силы.
Известна центробежная машина, ротор которой содержит рабочее колесо с разгрузочными отверстиями в ведущем диске колеса и закрепленную на роторе шайбу с отверстиями, установленную с возможностью поворота вокруг оси для частичного или полного совпадения отверстий на диске и шайбе ири подборе сечений разгрузочных отверстий (11.
Однако известная машина не обеспечивыет автоматической разгрузки ротора от осевой силы.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому по технической с щности и достигаемому результату является центробежная машина, содержащая корп>o H устыиовлсниые в ием иа валу рабочее колесо с ведугцим диском, снабженным разгрузочными отверстиями, и шайбу, примыкающую к наружной поверхности диска, связанную с ним при помощи упругого элемента и имевLILVIO ОТВСРСТИЯ, (!РИЧЕМ ОСИ ПОС1ЕДНИХ И ОСИ разгрузочных отверстий расположены на одном диаметре (2(.
Недостатки известной машины заключаются в том, что рабочее колесо упруго закреплено иа валу, что усложняет динамическую балансировку и иовышаст рабочий дисбаланс, а также в том, что через разгрузочные отверстия имеют место интенсивные перетечки жидкости, ухудшающие структуру скоростного поля на входе в колесо.
Отмеченные недостатки снижают надежность и К!1Д машины.
Цель изобретения — повышение надежности и КПД.
Указанная цель достигается тем, что в центробежной машине, содержащей корпус и установленные в II M иа валу рабочее колесо с ведущим диском, снаокен>!ым разгрузочными отверстиями, и шайбу, примыкающую к наружной стороне диска, связаниук> с IIHM Llpu помогци упругого элемента и имеющук> отверстия, причем оси последних и оси разгрузочных отверстий расположены иа одном диыметре, рабочее колесо жестко закреплено иа валу, а шайба установлены
II8 ием с возможностью поворота относительно диска и снабжена по периферии лопатками.
На чертеже изображена центробежная машина, продольный разрез.
Центробежная машина содержит корпуспус 1 и установленные в нем на валу 2 рабочее колесо 3 с ведущим диском 4, снабженным разгрузочными отверстиями 5, и шайбу 6, примыка!ощую к наружной стороне диска 4, связанную с ним при помощи уп-!
О ругого элемента 7 и имеющую отверстия 8, причем оси последних и оси разгрузочных отверстий 5 расположены на одном диаметре D. Рабочее колесо 3 жестко закреплено на валу 2, а шайба 6 установлена на нем
С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОВОРОТа ОТНОСИТЕЛЬНО ДИСка 4 и снабжена по периферии лопатками 9.
Центробежная машина работает следующим образом.
При вращении вала 2 благодаря наличию
:!Опаток 9 иа шайбу 6 действует момент, за20 висящий от оборотов машины и воспринимаемый упругим элементом 7. Упругий элемент 7 выбирается таким образо;1, чтобы при расчетных и малых оборотах отверстия 5 и 8 не совпадали друг с другом.
При повышенных оборотах упругий элемент 7 деформируется дополнительно, при этом шайба 6 занимает положение относительно диска 4 рабочего колеса 3, изображенное на чертеже, и отверстия 5 и 8 совпадают друг с другом, На расчетном режиме
1д и режимах малых оборотов разгрузка в осевом направлении обеспечивается лопатками 9, создаloLLLII ivIH закр (тку В 0(>,1асти за диском 4 колеса 3.
На режимах повышенных оборотов осеВая разгрузка обеспечивается как действием
З5 лопаток 9, так и стравливанием рабочего тела через отверстия 5 и 8.
При использовании предлагаемой центробежной ма>пины снижается динамическая неуравновеIIIE .Нност!., так кык массивное ра4, бочее колесо жестко закреплено иы валу, а подвижная шайба имеет небо1ьш>ю массу, и благодаря действию лопаток, имек>шихся на шайбе, снижаются иерстсчки через разгрузочные отверстия, что благотворно действует на .структуру. скоростного по.!я ири
45 входе В рабочее колесо.
В результате увеличивается надежность и повышается КПД центробежной машины.