Способ химико-термической обработки деталей из титана
СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТИТАНА, включающий нагрев до 450-500 С и выдержку 6 расплаве, йидистого кадмия, отличающий с я тем, что, с целью повышения работоспоробности обрабатываемых деталей, предварительно проводят оксидирование при 800900 С в течение 1-2 ч.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11)
3(51) С 23 С 9 10
OllHCAHME ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3385823/22-02 (22) 12.01.82 (46) .23.91 84.Вюл. 9 3 (72) В.М.Янко, С.И.Сивков, О ° 3.Лифшиц и 10.,Н.Веретенников1 (71) Курганский машиностроительный институт . (53) 621.785.539(088.84 (56) 1. Вульф В.К. Термическая обработка. титановых сплавов. M., Металлургия 1969, с.339-343.
2. Авторское свидетельство СССР
В 469770, кл. С 23 С 9/10, 1975. (54) (57) СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ
ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТИТАНА, включающий нагрев до 450-500 С и выдерику и расплавв. йидистого кадмия, о т— л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения работоспособности обрабатываемых деталей, предварительно проводят оксидирование при 800900 С в течение 1-2 ч.
1068539
Изобретение относится к металлур- гии, а именно к химико-термической обработке реэьбовых поверхностей деталей из титана,. и может быть использовано в машиностроении.
Известен .способ термического окси- 5 дирования, при котором на поверхности титана и титановых сплавов созда.ется окисная пленка, обладающая антифрикционными свойствами. На ней хорошо удерживается смазка fl) . 10
Недостатком укаэанного способа является то, что при скольжении контактирующих поверхностей беэ смазки пленка разрушается и вытесняется из зоны трения. 15
Нанбоаее близким к изобретению по технической сущности и достигае-, мому эффекту является способ химикотермической обработки титановых дета,лей, включающий нагрев до температуры обработки, изотермическую выдержку готовых иэделий в расплавах солей йодистого кадмия и . йодистого калия при 450-470 С. Весовое соотношение компонентов в расплаве составляет, вес.В1йодистый кадмий 55-56, йодистый калий 44-45 C2J.
Недостатком известного способа является то, что при скольжении сопрягаемых поверхностей, когда величи на линейного износа достигает толщины антифрикционного покрытий, интенсивность изнашивания возрастает, поскольку происходит прямое контактирование поверхностей титана или титановых сплавов между собой, так продукты износа антифрнкционных покрытий нв испытывают адгезии к чистой поверху ности титана и его сплавов.
Целью изобретения является повышение работоспособности обрабатывае- .40 мых деталей.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу химико-тер;. мической обработки детелей из титана,45 включающему нагрев до 450- 500 С и выдержку в расплаве солей йодистого калия и йодистого кадмия, предварительно проводят оксидирование. при
800-900 С в течение 1-2 ч.
В этом случае при скольжении трущихся: поверхностей пррвоначально изнашивается мягкое антифрикционное покрытие,. при этом обнажается твердый оксидированный слой, хорошо адсорбирующий продукты изнашивания, которые становятся для него твердой смазкой Обработку проводят при
800-900 C в течение 1-2 ч.
При продольжительности выдержки более 2 ч, а также с повышением температуры процесса более 900 С проИсходит охрупчивание и отслаивание окисной пленки, при снижении температуры менее 800 С образуется окисная пленка недостаточной толщины и твердости.
Пример, Обрабатывались детали иэ технического титана ВТ1-0.
Оксидирование проводилось на воздухе при 900 С в течение 1 ч °
Оксидированные образцы обрабатывались в расплаве солей йодистого калия и йодистого кадмия известным способом.
Обработка проводилась при 500 С в течение 1 ч ° В этих условиях защитный слой равномерно располагался по поверхности образцов и прочно удерживался оксидированной поверхностью, Микротвердость поверхности технического титана ВТ1-0 составляла
380 кгс/ мм Микротвердость в различным участках поверхности антифрикционного покрытия была неодинакова и имела значения 240-330 кгс/мм .
Режимы обработки и результаты испытаний резьбовых соединений после обработки известными и предлагаемым способами приведены в таблице.
Из таблицы следует, что эксплуатационная долговечность реэьбовых соединений из технического титана, обработанных предлагаемым, способом в 1,5-2 раза выше, чем долговечность изделий, обработанных известным спо" собом.
1068539
Крутящий момент свинчивания,кгс м
Состояние резью
Участки с
650
Оксидирование при
900 С в течение
1ч 111
680
920
Выдержка в расплаве . Йодистого кадмия и
640
680 йодистого калия при
730
470 С в течение о
850
1 чС2) 650
650
670
660 выдержкой в распла- 650 ве йодистого кадмия и
740
720 йодистого калия при
760
500 С в течение 1 ч
790 (предлагаемый способ) 780
810
Составитель A.Булгач
Редактор В.Иванова ТехредМ.Гергель Корректор О.Тигор
Заказ 11420/25 тираж 903 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, F.-35, Раущская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Г
Способ обработки реэьбовой поверхности
Оксидирование при
900оС в течение
1 ч с последующей
Число @ихлов свифчивание
-растяжение,:развиняива иие
Средние значения крутящего момента развинчивания,, кгс..м
«3 .. разрушенной окисной плен. кой. Очаги схватывания
Повреждение поверхности у отдельных витков резьбы
Износ поверхности, приводящий .к понижению точности pear бы


