Устройство для моделирования дорожного движения на регулируемом перекрестке
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ, содержащее распределитель вариантов движения, выход которого через блок коммутации подключен к первому входу задатчика вариантов движения, выход которого соединен с входом блока индикации, отличающееся тем, что, с целью повьш ения информативности устройства, в него введены блок задания скорости движения транспортных средств, блок задания интервалов следования, формирователь режимов и характеристик движения , первый вход которого подключен к выходу распределителя вариантов движения, выход блока задания скорости движения транспортных средств соединен с вторым входом формирователя режимов и характеристик движения , выход блока задания интервалов следования подключен к третьему входу формирователя режимов и характеристик движения, первый и второй выходы которого подключены со (Л ответственно к второму и третьему входам задатчика вариантов движения . . СП) сд 00 vi
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3 0 G 09 В 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГосудАРст8енный Комитет сссР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3493075/18-24 (22) 25.06.82 (46) 07.01.84. Бюл. В 1 (72) Ж.О. Кульсеитов, Л.Т. Вяткин, В.Н. Береза и A.A. Балуков (71) Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (53) 681.136.51 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 183500, кл. G 09 В 9/04, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР
Р -491977, кл. 0 09 В 9/04, 1974. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ HA РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ, содержащее распределитель вариантов движения, выход которого через блок коммутации подключен к первому входу задатчика вариантов движения, выход которого соединен с входом блока
„,ЯО„„А индикации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повн ения информативности устройства, в него введены блок задания скорости движения транспортных средств, блок задания интервалов следования, формирователь режимов и характеристик движения, первый вход которого подключен к выходу распределителя вариантов движения, выход блока задания скорости движения транспортных средств соединен с вторым входом формирователя режимов и характеристик движения, выход блока задания интервалов следования подключен к третьему входу формирователя режимов и характеристик движения, первый и второй выходы которого подключены соответственно к второму и третьему входам задатчика вариантов движения..
1065870
2, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что формирователь режимов и характеристик движения содержит элемент задержки, триггер, элемент И, блок элементов И, регистр сдвига, вход элемента задержки объединен с первым входом блока элементов И и является вторым входом формирователя, выход элемента задержки подключен к первым входам регистра сдвига и элемента, И, второй вход блока элементов И является первым входом формирователя, первый выход регистра сдвига
Изобретение относится к техническим средствам обучения управлению дорожным движением и может быть использовано для исследования режимов и характеристик движения на изолированном перекрестке и определения параметров цикла светофорного регулирования.
Известно устройство для изучения правил движения транспорта на перекрестках, содержащее панель, на которой расположена карта с изображением условий задачи и макеты транспортных. средств, ручки управления для ввода условий задачи и ввода ответа учащегося, на обратной стороне панели расположена логическая схема j1) .
Однако устройство имеет недостаточный объем информации в процессе обучения. 20
Наиболее близким по технической. сущности к предлагаемому устройству для моделирования дорожногб движения на регулируемом перекрестке является устройство для обучения правилам движения транспорта на регулируемых перекрестках, содержащее распределитель вариантов движения, выход которого через блок индикации подключен к первому входу задатчика вариантов движения, выход которого соединен с входом блока индикации (2J .
Недостатком данного устройства является отсутствие воэможности пред-З5 ставления информации в процессе обучения об основных количественных характеристиках транспортных потоков в области перекрестКа, например о скорости и интенсивности движения транспортных средств, о величине очереди и задержках транспортных средств у перекрестка в условиях светофорного регулирования, что подключен к третьему входу блока элементов И и является первым выходом формирователя, выход блока элементов И подключен к второму вхоцу регистра сдвига, второй выход которого подключен к второму входу элемента И и является вторым выходом формирователя, выход элемента И подключен к первому входу триггера, Ъторой вход которого является третьим входом формирователя, выход триггера подключен к третьему входу регистра сдвига. ограничивает функциональные возможности устройства. цель изобретения — повыыение информативности устройства.
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее распределитель вариантов движения, выход которого через блок коммутации подключен к первому входу задатчика вариантов движения, выход которого соединен с входом блока индикации, введены блок задания скорости движения транспортных средств, блок задания интервалов следования, формирователь режимов и характеристик движения, первый вход которого подключен к выходу распределителя вариантов движения, выход блока задания скорости движения транспортных средств соединен с вторым входом формирователя режимов и характеристик движения, выход блока задания интервалов следования подключен к третьему входу формирователя режимов и характеристик движения, первый и второй выходы которого подключены соответственно к второму и третьему входам задатчика вариантов движения.
Формирователь режимов и характеристик движения содержит элемент задержки, триггер, элемент И,блок элементов И, регистр сдвига, вход элемента задержки объединен с первым входом блока элементов И и является вторым входом формирователя, выход элемента задержки подключен к первым входам регистра сдвига и элемента И, второй вход блока элементов И является первым входом формирователя, первый выход регистра сдвига подключен к третьему входу блока элементов И и является пер» вым выходом формирователя, выход блока элементов И подключен к второму
10б5870
65 входу регистра сдвига, второй выход которого подключен к второму нходу элемента И и является вторым выходом формирователя, выход элемента И подключен к первому входу триггера,второй нход которого является третьим входом формирователя, выход триггера подключен к третьему входу регист ра сдвига.
На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит распределитель 1 вариантов движения, блок 2 коммутации, задатчик 3 вариантов движения, блок 4 индикации, блок 5 задания скорости движения транспортных средств, блок б задания интервалов следования, формирователь 7 режимов и характеристик движения, в состав которого входят элемент 8 задержки, триггер 9, элемент И 10, регистр 11 сдвига, блок 12 элементов И.
Регистр 11 сдвига состоит из двух групп триггеров, соединенных таким образом, что выход i-го триггера второй группы (i-й разряд) соединен с информационным входом (i+1)-ro триггера первой группы, причем i изменяется от 1 до N, где N — количество триггеров в каждой группе,равное количеству элементов И н блоке
12 и количеству ключевых элементов в блоке 3, а выход i-ro триггера первой группы соединен с информацион ным входом i-ro триггера второй группы. Управляющие входы ключевых элементов блока 3 связаны с выходами регистра 11 сдвига.
Устройство работает следующим образом.
1. При моделировании непрерывного движения транспортных средств.
При подаче распределителем 1 разрешающего сигнала, соответствующего логическому уровню "О", этот сигнал через разделительные диоды поступает на первые входы элементов И блока 12 элементов И и в момент времени, соответствующий приходу импульса с выхода блока 5 задания скорости транспортных средств, на вторые входы элементов И блока 12, разрешает прохождение тактовых импульсов на вторые входы регистра
11 сдвига, образованные входами синхронизации. триггеров 1-й группы. !
Регистр сдвига работает по двухтактной схеме. В первом такте импульсами с ныходов блока 12 передается содержимое триггеров второй группы и содержимое триггера 9 в триггеры первой группы. Во втором такте задержанными импульсами с выхода, элемента 8 задержки, поступающими на входы синхронизации триггеров второй группы, обраэующих первые входи регистра 11 сдвига, передается содержимое триггеров первой группы н триггеры второй группы и осуществляется сдвиг информации, записанной в младший разряд регистра 11 сдвига на 1 разряд влево. Одновременно импульсами с выхода младшего разряда регистра 11 сдвига, образующего его второй выход, осук(естнляется лри поступлении импульса
10 синхронизации с выхода элемента 8 задержки установка триггера 9 в исходное состояние, после чего он готов к приему новой информации, например импульса логического уровня "1"
15 с выхода блока б задания интерналов следования.
Таким образом, появление логис ческого уровня "1" на выходе младшего разряда регистра 11 сдвига разре20 шается триггером 9 при поступлении на его вход очередного импульса с генератора блока б задания интервалов следования, и дальнейшее продвижение влево по разрядам регистра 11 сдвига осуществляется с частотой, задаваемой генератором блока 5 задания скорости движения транспортных средств. Одновременно через блок 3 представления вариантов движения задается блоком 4 индикации появление светового указателя наличия транспортного средства на макете перекрестка, отстающего по времени от появления предыдущего указателя на величину t<,а перемещение указателя по макету полосы движения осуществляется дискретно с периодом
1 1 4t, где Д1 = —, ЬС = — f u f
Т f, " 2 частоты следования импульсов с вн40 ходов блоков б и 5 соответственно, причем fg кратно
Период ьс„ соответствует, н масштабе, моделируемому интервалу следования, частота, — скорости дни45 жения, а произведение f . — интенсивности движения.
2. При моделировании образования и разъезда очереди.
При появлении на выходе распределителя 1 вариантов движения запрещающего сигнала логического уроння "1" регистр 11 сдвига переходит н режим накопления. В этом случае, вследствие наличия обратной связи через разделительные диоды с первых выходов регистра 11 сднига на третьи входы блока 12 элементов И и запрета с -распределителя 1 вариантов движения, тактовые импульсы не поступают на входы триггеров первой группы, начиная, например, с двух старших разрядон.
Тогда запрещается передача содержимого триггеров первой группы в триггеры второй и сдвиг информа1065870
Составитель В. Молчанов
Техред А. Бабинец Корректор А. Тяско
Редактор В. Петраш
Заказ 11049/50
Тираж 454 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 ции происходит только в оставшихся младших разрядах. A начиная со старшего разряда, на выходах регистра 11 сдвига устанавливаются после- . довательно через один разряд сигналы логического уровня "1", при этом световые указатели блока 4 индикации имитируют остановку транспортных средств и образование очереди.
При появлении очередного разрешающего сигнала с выхода распределителя вариантов движения начинается сдвиг по всех разрядах регистра
11 сдвига с частотой f и вновь имитируется движение транспортных средств. При этом, так как f< больше f, моделируется транспортная ситуация, соответствующая разьезду очереди.
Преимуществом устройства является возможность моделирования характеристик транспортного потока как при свободном движении, так и при светофорном регулировании, а
3Î также возможность исследования транспортных задержек и величины очереди транспортных средств при различных параметрах цикла регулирования с целью его оптимизации.



