Тренажер мостового крана
ТРЕНАЖЕР МОСТОВОГО КРАНА, содержащий кабину с органами управления , имитатор механизма перемещений крана, состоящий из световых табло, имитатор грузовой тележки с имитатором.механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положениях и имитатор механизма подъема груза с имитатором грузозахватного органа СО средством отключения его в крайнем положении, отличающееся Тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет имитатор регулятора скорости перемещения ГРУЗОВОЙ тележки, имитаторы .электрического отопления и освещения и макет рельсового пути, а имиifFCOfO i I II J татор грузовой тележки с имитатороммеханизма перемещения тележки уст новлен на гаакете рельсового пути, причем имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой тележки с имитатором механизма перемещения тележки, имитатор механизма подъ ема груза и макет рельсового пути размещены перед кабиной, а имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой тележки с имитатором механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положениях, имитатор механизма подъема груза с имитатором грузозахватного органа со средством отключения его в крайнем положении, имитатор регулятора (Л скорости перемещения грузовой тележки , имитаторы электрического отопления и освещения соединены с органами .управления. 2. Тренажер,ПО п.1, отличаю щ и и с я тем, что имитаторы электрического отопления и освещения состоят из световых табло. 33. j7 Ф1/г.1
. СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (и) G..09 В 9/04
3(5D
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н ABTOPCHOhAV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с (21) 2901477/28-12 (22) 01.04.80 (46 ) 23.08.83. Бюл. 9 31 (72) B.A. Березин, A.B. Дашков и Н.К. Глебов (53) 621.873(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 410447, кл..G 09 В 9/02, 1972. (54 ) (57 ) ТРЕНАЖЕР МОСТОВОГО КРАНА, содержащий кабину с органами управления, имитатор механизма перемещения крана, состоящий из световых табло, имитатор грузовой тележки с имитатором. механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положениях и имитатор механизма подъема груза с имитатором грузозахватного органа со средотвом отключения его в крайнем положении, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет имитатор регулятора скорости перемещения грузовой тележки, имитаторы электрического отопления и освеще ния и макет рельсового пути, а имитатор грузовой тележки с имитатороммеханизма перемещения тележки установлен на макете рельсового пути, причем имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой тележки с имитатором механизма перемещения тележки, имитатор механизма подь ема груза и макет рельсового пути размещены перед кабиной, а имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой тележки с имитатором механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положениях, имитатор механизма подъема груза с имитатором груэозахватного органа со средством отключения егоs крайнем положении, имитатор регулятора скорости перемещения грузовой тележки, имитаторы электрического отопления и освещения соединены с органами управления.
2. Тренажер, по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что имитаторы электрического отопления и освещения состоят из световых табло.
1037322
Изобретение относится к средствам обучения управлением подъемных и транспортных средств.
Известен тренажер мостового крана, содержащий кабину с органами управления, имитатор механизма перемещения крана, состоящий из световых табло, имитатор грузовой тележки с
YiMHp атором механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положени- 10 ях и имитатор механизма подъема груза с имитатором грузозахватного органа со средством отключения его в крайнем положении.
Недостатком известного тренажера 15 является низкая эффективность обучения.
Целью изобретения является повышение эффективности обучения.
Поставленная цель достигается
Ф тем, что тренажер мостового крана, содержащий кабину с орга нами управления, имитатор механизма перемещения крана, состоящий из световых табло, имитатор грузовой тележки с имитатором механизма перемещения те t 25 лежки и средством отключения переме- щения тележки в ее крайний.положениях и имитатор механизма подъема гру-,. за с имитатором грузозахватного органа со средством отключения его в 30 крайнем положении, имеет имитатор регулятора скорости перемещения грузовой тележки, имитаторы электрического отопления и освещения и макет рельсового пути, а имитатор грузовой 35 тележки с имитатором механизма перемещения тележки установлен на макете рельсового пути, причем имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой тележки с имитатором 4О механизма перемещения тележки, имитатор механизма подъема rpyya и макет рельсового пути размещены перед кабиной, а имитатор механизма перемещения крана, имитатор грузовой 15 тележки с имитатором механизма перемещения тележки и средством отключения перемещения тележки в ее крайних положениях, имитатор механизма подьема груза с имитатором грузозахватного органа со средством отключения его в крайнем положении, имитатор регулятора скорости перемещения грузовой тележки, имитаторы электрического отопления и освещения соединены с органами управления.Имитаторы элен- 5 рического отопления и освещенйя состоят из световых табло.
На фиг. 1 изображен тренажер, общий виду на фиг. 2 — механизм подъема груза; на фиг. 3 — располо- 6О жение имитатора работы механизма передвижения 1крана, макета отрезка троллеев, светофор, индикатор рабо.ты крана и рубильник; на фиг. 4 ,расположение органов упоавления в кабине; на фиг. 5 — схема питания индикаторов отопления и освещения; на фиг. б — принципиальная электрическая схема тренажера.
Тренажер содержкт кабину 1 с органами управления, имитатор грузо- вой тележки 2, макет 3 рельсового пути грузовой тележки, механизм 4 подъема груза, имитатор механизма перемещения мостового крана, состоящий из двух световых табло 5 "Ход крана влево" и б "Ход крана вправо", макет 7 отрезка троллеев, светофор 8 троллеев, три индикатора, один из которых 9 "Электроотопление" имитирует работу электрического отопления, устанавливаемого в кабине крана, другой 10. "Освещение на мосту крана" — освещения на кране, третий
11 — "Внимание! В класс подано напря1 жение", и рубильник 12 "Крановый" .
В кабиНе установлено электрооборудование, защитная панель 13 с рубильником 14, линейным контактором 15 и тремя реле 16 максимального тока, контроллер 17, управляющий электродвигателем 18 и тормозом 19 имйтатора механизма 4 подъема груза, контроллер 20, управляющие электродвигателем 21 посредством регуляторов 22 перемещения, а также тормозом 23 имитатора механизма перемещения грузовой тележки 2, контроллер 24, управляющий включением световых табло 5 "Ход крана влево" и б "Ход крана вправо" имитатора механизма перемещения мостового крана. В кабине установлены блокировки люка И двери кабины — конечные выключатели
25 и 26, аварийные выключатели 27, звуковой сигнал 28, кнопка 29 включения звукового сигнала, а на задней стенке под защитной панелью установлен электрический щиток 30, на котором смонтированы выключатель 31 индикатора 9, автоматический выключатель 32 индикатора 10 — выключатель
33 освещения 34 кабины, выключатель 35, отключающий цепи 34 освещения кабины и звукового сигнала 28.
В верхней части кабины укреплены регуляторы 22 перемещения электродвигателя 21 и имитатора перемещения грузовой тележки 2.
Грузовая тележка 2 представляет собой сварную металлическую раму, на которой,смонтирован механизм пе- . редвижения тележки, содержащий электродвигатель 21, тормоз 23, редуктор 36. Движение от электродвигателя 21 через редуктор 36 передает . ся на ходовые тележки. На торцах тележки установлены две отключающие линейки 37.
Макет рельсового пути 3, по которому передвигается грузовая тележка 2, оборудован на концах конечными выключателями 38 и 39, ограни1037322 чивающими соответственно перемещение грузовой тележки вперед и назад и срабатывающими при наезде на .них отключающих линеек 37, укрепленных на тележке 2.
Механизм 4 подъема груза представ- 5 ляет собой Сварную металлическую конструкцию, на которой смонтированы тормоз 9, электродвигатель-редуктор 18, передающий движение на имитатор 40 механизма подъема гРУза 4 10 перемещающий имитатбр 41 грузозахватного органа, а также конечный выключатель 42. Конечный выключатель
42 служит для ограничения имитатора
4, грузоэахватного органа в ее край. нем верхнем положении, йри котором план,ка 43, укрепленная на крюковой подвеске, воздействует на грузик 44, подвешенный к рычагу 45 конечного выключателя.
Для световых табло имитатора ра боты механизма передвижения крана смонтированы по обе стороны макета 7 отрезки троллеев. Между макетом 7 и одним,из световых табло 5 или 6 установлен светофор 8 троллеев. Расцветка отрезков троллеев и плафонов в светофоре в направлении сверху вниз (желтая, зеленая, красная) соответствует расцветке фаэ в электроустановках трехфазного тока. . Автоматический выключатель 46 табло 11 установлен вне учебного класса. С включением рубильника 12
"Крановый" включается светофор 8 троллеев, сигнализируя тем самым о 35 подаче напряжения на тренажер.
Электрическая схема тренажера мостового крана содержит автоматический выключатель 46, рубильник 12
"Крановый", рубильник 14, защитную 4Q панель 13, силовые контакты линейного контактора 15, обмотки реле 16 максимального тока, Контроллер 17 механизма. подъема груза, управляющий электродвигателем 18 и тормо- 45 зом 19, контроллер 20 механизма передвижения грузовой тележки, управляющий .электродвигателем 21 посредством регуляторов 22 перемещения, а также. тормозом 23, контроллер 24, управляющий включением двух световых табло 5 и 6 имитатора работы механизма передвижения мостового крана.
Цепь управления и блокировок электрической схемы тренажера состоит,из кнопки 47 включения линейно- го.контактора, находящейся на боковой стороне защитной панели, контактов контроллеров 17, 20 и 24, замкнутых в их нулевом положении, ава-4 93 рийного выключателя 27, конечных выключателей 25 и 26, контактов реле
16 максимального тока, контакта 48 замка для ключа-марки, встроенного в схему защитной панели, катушки и 65
I двух блок-контактов линейного контактора 15, а также двух конечных выключателей 38 и 39, ограничивающих соответственно перемещения грузовой тележки вперед и назад, конечного выключателя 42, ограничивающего пере-" мещение имитатора 41 в ее крайне верхнем положении °
Тренажер работает следующим образом.
Автоматическим выключателем.46 подают напряжение на рубильник 12
"Крановый". С включением автомата 46 включается сигнальное световое табло
11 ™Внимание! B класс подано напряжение". С включением кранового рубильника 12 включается светофор 8 троллеев, который тем самым сигнализирует о подаче напряжения на тренажер. Закрывают люк и дверь кабины, при этом замыкаются контакты конечных выключателей 25 и 26 люковой к дверной блокировок. Аварийный выключатель 27 переводится в положение
"Включено". Ручки контроллеров 17, 20 и 24 устанавливают в нулевое положение. Ключ-марка. вставляется в замок и замыкается контакт 48. После включения рубильника 14 защитной па нели 13 нажатием на кнопку 47 включения линейного контактора 15 силовая цепь тренажера подготавливается к работе.
Для перемещения грузовой тележки 2 в направлении "Вперед" после подачи звукового сигнала контроллер
20 переводится на первое фиксированное положение "Вперед", контакты контроллера замыкают цепь питания приводного электродвигателя 21 тележки. Одновременно размыкаются колодки тормоза 28 и вращение электродвигателя 21 через редуктор 36 передается на ведующие колеса грузовой тележки. Тележка начинает движение вперед. Для перемещения имитатора. механизма перемещения грузовой тележки в направлений "Назад" контрол,лер 20 переводится в одно из фиксированных положений "Назад".
Для ограничения имитатора. механизма перемещения грузовой тележки в крайних ее положениях служат конечные переключатели 38 (ограничение перемещения вперед) и 39(ограничение перемещения назад), на .рычаги которых наезжают отключающие линейки 37. укрепленные на грузовой те лежке. Срабатывание конечных выключателей 38 и 39 вызывает отключение питания катушки линейного контакто- ра 15, что вызывает остановку грузовой тележки.
Для подъема имитатора 41 грузоэахватного органа механизма 4 подь- ама груза после подачи звукового
=игнала контроллер 17 переводится в первое фиксированное положение
1037322
Фиг.5
"Подъем", контакты контроллера замыкают цепь питания приводного электродвигателя 18. Одновременно размыкаются колодки тормоза 19 и вращение от электродвигателя 18 передается на имитатор механизма 40 подъема груза, который наматывает грузовой канат, поднимая имитатор
41 груэозахватного органа. Для опускания крюковой подвески контроллер
17 переводится в одно из фиксированных положений "Спуск".
Для ограничения подъема имитатора 41 грузозахватного органа в ее крайне верхнем положении служит конечный выключатель 42 (ограничение подъема крюковой подвески), к рычагу 45 которого подвешен грузик 44, на который воздействует планка 43, укрепленная на имитатор 41 груэо захватного органа. Срабатывание конечного выключателя 42 вызывает отключение питания катушки линейного контактора 15, что вызывает остановку механизма подъема груза и прекращение перемещения крюковой подвески на подъем. . Для имитации работы механизма передвижения мостового крана после подачи звукового сигнала контроллер
24 имитатора работы механизма- передвижения мостового крана переводится в одно из фиксированных положе1О ний "Влево" или "Вправо", контакты контроллера соответственно замыкают цепи питания световых табло 5 "Ход крана влево" или 6 "Ход крана вправо"..
15 Лналогично работают при включе4 нии выключателей управляемые ими а световые имитаторы индикаторов и механизмов.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить эффективность обучения и тренировки крановщиков мостовых кранов.
10 37322
Составитель В. Балана,ов
Редактор Л. Гратилло Техреди.Гергель Корректор, A Ф ре ц
Заказ 6018/54 Тираж 488 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретениф и открытий
113635, Москва, Ж-35, Рафаская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4




