Мускульный привод транспортного средства
1. МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий возвратно-поступательно качающиеся рычаги с педалями, связанные тросом с роликами по крайней мере через одну муфту свободного хода и цепную передачу со звездочкой ведущего колеса, и механизм изменения передаточного отношения, отличающийся тем, что, с целью повышения его , /а ч VI- / Ч /X ь . / и V-/ / / надежности и удобства эксплуатации, цепная передача и трос выполнены замкнутыми , а муфта свободного хода - двустороннего действия, в ее корпусе установлены параллельно-противоположно два ряда подпружиненных храповиков, размещенных между ограничителями их хода для взаимодействия с противоположными звеньями цепной передачи, а педали связаны с рычагами и тросом посредством соединительных звеньев . 2. Привод по п. I, отличающийся тем, чтр трос с роликом размещен с возможностью перемещения в вертикальной плоскости относительно кузова транспортного средства, а педали с соединительными звеньями размещены с возможностью перемеi (Л щения вдоль рычагов. /-f о: ел to со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1065279
g(g) В 62 М 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPGHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3427286/27-11 (22) 20.04.82. (46} 07.01.84. Бюл. № 1 (72) H. Г. Сатаров (53) 629.1 13.118 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 904384, кл. 63 К 5, 1956.
2. Авторское свидетельство СССР № 867762, кл. В 62 М 1/04, 1979 (прототип) (54) (57) 1. МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий возвратно-поступательно качающиеся рычаги с педалями, связанные тросом с роликами по крайней мере через одну муфту свободного хода и цепную передачу со звездочкой ведущего колеса, и механизм изменения передаточного отношения, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности и удобства эксплуатации, цепная передача и трос выполнены замкнутыми, а муфта свободного хода — двустороннего действия, в ее корпусе установлены параллельно-противоположно два ряда под пружиненных храповиков, размещенных между ограничителями их хода для взаимодействия с противоположными звеньями цепной передачи, а педали связаны с рычагами и тросом посредством соединительных звеньев.
2. Привод по п. I, отличающийся тем, что трос с роликом размещен с возможностью перемещения в вертикальной плоскости относительно кузова транспортного средства, а педали с соединительными звеньями размещены с возможностью перемещения вдоль рычагов.
1065279
Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами, преимущественно для веломобилей.
Известен мускульный привод транспортного средства, содержащий r едальные рычаги, каждый из которых шарнирно связан с тягами, соединенными с качающимися звеньями, шарниры которых закреплены на раме транспортного средства, механизм пре.образования возвратно-поступательного движения педальных рычагов во вращательное, выполненный в виде двух звездочек с муфтами свободного хода, размещен. ных на ведомом валу, и поддерживающей звездочкой, закрепленной на раме, и цепь, закрепленную своими концами на качающихся звеньях и охватывающую звездочки (11
Известен также мускульный привод тран.спортного средства, содержащий возвратнопоступательно качающиеся рычаги с педалями, связанные тросом с роликами по крайней мере через одну муфту свободного хода и цепную передачу со звездочкой ведущего колеса, и механизм изменения передаточного отношения t2I
Недостатком известных мускульных приводов является необходимость наличия спе. циального упругого элемента для возврата педалей в исходное положение.
Цель изобретения — повышение надежности работы и удобство эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что в мускульном приводе транспортного средства, содержащем возвратно-поступательно качающиеся рычаги с педалями, связанные тросом с роликами по крайней мере через одну муфту свободного хода и цепную передачу со звездочкой ведущего колеса, и механизм изменения передаточного отношения, цепная передача и трос выполнены замкнутыми, а муфта свободного хода двустороннего действия, в ее корпусе установлены параллельно- противоположно два ряда подпружиненных храповиков, размещенных между ограничителями их хода для взаимодействия с противоположными звеньями цепной передачи, а педали связаны с рычагами и тросом посредством соединитель ных звеньев.
Кроме того, трос с роликом размещен с возможностью перемещения в вертикальной плоскости относительно кузова транспортного средства, а педали с соединительными звеньями размещены с возможностью перемещения вдоль рычагов.
На фиг. 1 изображена схема мускульного привода транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 -- схема привода, вид сверху;
5 ! о
30
55 на фиг. 3 — реверсивный механизм протягивания замкнутой цепи; на фиг. 4 — сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — схема привода при изменении передаточного отношения.
Мускульный привод транспортного средства, смонтированный на раме 1, содержит замкнутую цепь 2, охватывающую звездочку вращения 3 ведущих колес транспортного средства и обводную звездочку 4, закрепленную на раме, шарнирно соединенные с рамой качающиеся рычаги 5 с педалями 6, скользящими вдоль качающихся рычагов, замкнутый трос 7, натянутый между роликами 8 и соединенный с помощью соединительных звеньев 9 с качающимися рычагами 5, а также через тендер 10 с муфтой свободного хода двойного действия 1 с замкнутой цепью 2, размещенной на направляющей рейке 12.
На корпусе 13 муфты свободного хода параллельно-противоположно установлены в пазах между ограничителями хода 14 два ряда храповиков 15, качающихся на осях 16 и подпружиненных пластичными пружинами 17, прикрепленными к ограничителям хода винтами 18.
Передний обводной ролик 8 с помощью подпружиненной гибкой тяги 9 кинематически связан с регулятором мощности 20 привода, размещенным на рулевой колонке транспортного средства.
Мускульный привод транспортного средства работает следующим образом.
При нажатии на педаль 6 качающегося правого рычага 5 усилие через соединительное звено 9, трос 7, тендер 10 передается на муфту свободного хода 1, которая, перемещаясь вперед по направляющей рейке
12, верхним рядом храповиков входит в зацепление с верхней ветвью замкнутой цепи
2 и протаскивает ее вперед, вращая при этом звездочку 3 ведущих колес транспортного средства и приводя в движение транспортное средство. При этом нижний ряд храповиков отклоняется нижней ветвью замкнутой цепи и проскальзывает. При движении правой ветви троса 7 рычагом 5 с педалью 6 вперед левая педаль, связанная соединительным звеном 9 с левой ветвью троса, перемещается назад в исходное положение.
При нажатии на левую педаль усилие ,на звездочку 3 ведущих колес транспорт. ного средства передается через соединитель ное звено 9, передний и задний ролики 8, тендер 10 на муфту свободного хода !1, которая движется в обратном направлении, при этом в зацепление с цепью входит нижний ряд храповиков, нижняя ветвь цепи 2 движется в обратном направлении, вращая звездочку 3 ведущих колес транспортного средства в прежнем направлении.
106527Ü
Для продолжения движения транспорт. ного средства указанные циклы повторяются.
Для изменения скорости движения транспортного средства и передаточного отнощения привода передний ролик 8 имеет возможность перемещаться в вертикальной плоскости относительно корпуса транспортного ередства с помощью подпружиненной гибкой тяги 19, кинематически связанной с регулятором мощности 20, при этом изменяется плечо приложения силы на скользящие вдоль качающихся рычагов 5 правую и левую педали б, так как соединительное звено
9 также имеет возможность перемещаться вдоль качающихся рычагов.
Применение реверсивного механизма протягивания замкнутой цепи в мускульном приводе открывает новые возмоЖности в проектировании и строительстве перспективных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой человека. В сравнении с другими известными мускульными приводами предлагаемый привод ve имеет холостого хода реверсивного механнз ма.
1065279
Составитель В. Ионова
Редактор В. Ковтун Техред И.Верес Корректор А. 11овх
Заказ 10658/21 Тираж 62в Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



