Устройство для тепловлажностной обработки воздуха кабины транспортного средства
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВЛАЖНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА КАБИШ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее первую камеру, снабженную входньол патрубком для подачи в нее воздуха и выходным патрубком, сообщенным с кабиной и через воздуховод, оборудованный регулируекшм клапаном, со второй камерой, снабженной поддоном для жидкости, входным трубопро водом, сообщенным с выхлопньм коллектором двигателя внутреннего сгорания и оборудованным управляемым краном,.и выходным патрубком, сообщенным с атмосферой, а также систему тепломассообмена, о т л и ч ающ е е с я тем, что, с целью повыше- . НИН эффективности обработки воздуха путем интенсификации процесса тепломассообмена , система тепломассообмена снабжена смонтированным в каждой камере оросителем высококипящей не смешиваемой с водой жидкости и установленным во второй камере оросителем воды, оборудованным регулив руемым краном, причем первая снабжена поддоном для жидкости, ороситель высококипящей жидкости каж дои камеры связан трубопроводом с (П поддоном другой камеры, а перед выходными патрубками в каждой камере установлен каплеотделитель.
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) 1(5)) В 60 Н 3/04
ОПИСАНИЕ ИЭРБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3424395/27-11 (22) 16.04.82 (46) 07.01.84. Бюл. В 1 (72) В.. С. Майсоценко (71) Одесский инженерно-строительный институт (53) 629.113.06.628.83 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 975463, кл. В 60 Н 1/02, 1981 (прототип) . (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВЛАЖНОСТНОИ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА КАВИ%1
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее первую камеру, снабженную входным патрубком для подачи в нее воздуха и выходным патрубком, сообщенным с кабиной и через воздуховод, оборудованный регулируемым клапаном, со второй камерой, снабженной поддоном для жидкости, входным трубопро. водом, сообщенным с выхлопным коллектором двигателя внутреннего czорания и оборудованным управляемым краном,.и выходным патрубком, сообщенным с атмосферой, а также систему тепломассообмена, о т л и ч а-ющ е е с я тем, что, с целью повыше- . ния эФфективности обработки воздуха путем интенсиФикации процесса тепломассообмена, система тепломассообмена снабжена смонтированным в каждой камере оросителем высококипящей не смешиваемой с водой жидкости и установленным во второй камере оросителем воды, оборудованным регули» руемым краном, причем первая камера снабжена поддоном для жидкости, ороситель высококипящей жидкости кажЩ дой камеры связан трубопроводом с поддоном другой камеры, а перед выходными патрубками в каждой камере установлен каплеотделитель.
1065249
5 (О
45 разом.
2. Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что первая камера снабжена оросителем воды, обо1 — Изобретение относится к системам обработки воздуха в кабинах транспортных средств, и в .частности к устройствам.для нагрева и охлаждения воздуха.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для тепловлажностной обработки воздуха кабины транспортного средства, содержащее первую камеру, снабженную выходным патрубком для подачи в нее воздуха и выходным патрубком, сообщенным с кабиной и через воздуховод, оборудованный регу" лируемым клапаном, .— со второй камерой, снабженной поддоном для жидкости, входным трубопроводом, сообщенным с выхлопным коллектором двигателя внутреннего сгорания и оборудованным управляемым краном, и выходным патрубком, сообщенным с атмосферой, и систему тепломассообмена (lj.
Недостатком этого устройства является низкая эффективность обработки воздуха вследствие того, что процесс тепломассообмена при контакте жидкости и газа происходит через поверхность, это приводит к ухудшению процесса теплопередачи, что обуслав- лийает низкий коэффициент полезного действия устройства. Вследствие этого ухудшается тепловлажностный режим в кабине, т.е. Ухудшаются условия труда водителя. Этому способствует также и то, что при работе известного устройства в режиме отопления в зимний период воздух в нем не может увлажняться.
Цель изобретения — повышение эффек тивности обработки воздуха путем интенсификации процесса тепломассообмена.
Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве для теп-. ловлажностной обработки воздуха кабины транспортного средства, содержащем первую камеру, снабженную входным патрубком для подачи в.нее воздуха и выходным патрубком, сообщенным с кабиной и через воздуховод, оборудованный регулируемым клапаном, — со второй камерой, снабженной поддоном для жидкости, входным трубопроводом сообщенным с выхлопным коллектором двигателя внутреннего сгорания и оборудованным управляемым краном, и вырудованным регулируемым краном и сообщенным с оросителем воды второй камеры.
2 ходным патрубком, сообщенным с атмосферой, а также систему тепломассообмена, последняя снабжена смонтирОванным в каждой камере оросителем высококипящей не смешиваемой с водой жидкости и установленным во второй камере оросителем воды, оборудованным регулируемым краном, первая камера снабжена поддоном для жидкости, ороситель .высококипящей жидкости каждой камеры связан трубопроводом с поддоном другой камеры, а перед выходными Патрубками в каждой камере. установлен каплеотделитель.
При этом первая камера снабжена оросителем воды, оборудованным регулируемым краном и сообщенным с оросителем воды второй камеры.
На чертеже приведена принципиальная схема описываемого устройства.
Устройство для тепловлажностной обработки воздуха кабины транспортного средства содержит первую ка-. меру 1, снабженную входным патрубком 2 для подачи в нее воздуха и выходным патрубком 3, сообщенным с кабиной (не показана) . Через воз-. духовод 4, оборудованный регулируе-. мым клапаном 5, первая камера 1 сообщается со второй камерой 6, снабженной поддоном 7 для жидкости, вход30 ным трубопроводом 8, сообщенным трубопроводом 9, имеющим кран 10, с выхлопным коллектором двигателя внутреннего сгорания (не показан), и вы. ходным патрубком 11, сообщеннйм с
35 атмосферой.
Устройство оборудовано системой тепломассообмена, снабженной оросителями.12 и 13 высококипящей несмешиваемой с водой жидкости, кото40 рая подается в эти оросители из поддонов 7 и 14 соответствующих .камер 6 и 1 по трубопроводам 15 и 16 с помощью насосов (не показаны) .
В первой 1 и во второй 6 камерах смонтировайы оросители 17 и 18 воды, оборудованные регулируемыми кранами
19 и 20, причем ороситель 17 первой камеры 1 связан с оросителем 18 второй камеры 6 через систему подачи
50 в них воды с помощью насоса (не по.казан). В камерах смонтированы капле отделители 21 и 22.
Устройство работает следующим об1065249
Составитель В. Михайлов
Редактор Т. Колб Техред М. Тепер Корректор 0.7иrop
Заказ 10976/19 Тираж 662 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г,Ужгород, ул. Проектная, 4
В режиме охлаждения клапан 5 и кран 20 открыты, а краны 10 и 19 закрыты. Наружный воздух. поступает в. камеру 1, где он вступает в контактный теплообмен с распыленной в оросителе 12 высококипящей жидкостью (например репейным маслом), которая играет роль промежуточного теплоносителя. Далее часть воздуха поступает
as камеры 1 в кабину, а другая часть по воздуховоду 4 и трубопроводу 8 ®О поступает в камеру 2, где в него распыляется оросителем 18 вода и оросителем 13 - высококипящая жидкость.
В результате испарения воды высококипящая жидкость охлаждается, . 15 задерживается в сепараторе 21 и стекает в поддон 7 камеры б, а увлажненный воздух выбрасывается в атмосферу через патрубок 11.
Охлажденная высококипящая жид- 2О кость иэ поддона 7 камеры б посту-пает яа орошение в камеру 1, где она охлаждает воздух, собирается в поддоне 14 и поступает i камеру б.
Цикл повторяется. В результате того, что воздух в камере 1 охлаждается без изменения влагосодержания, температура его по мокрому термометру в процессе обработки непрерывно понижается, что способствует снижению предела испарительного охлаждения воды, а также охлаждения промежуточного теплоносителя в камере б. В результате этого воздух в камере 1 может охладиться в пределе до температуры точки росы.
В. режиме отопления клапан Ь и кран 20 закрыты, краны 10 и 19 открыты. Выхлопные газы по трубопроводам 9 и 8 поступают в камеру б, где, контактируя с распыленной в оросителе 13 высококипящей жидкостью
/ нагревают ее, а затем выбрасываются в атмосферу через патрубок 11. Высококипящая нагр тая жидкость из поддона 7 камеры б поступает в ороситель 12 камеры 1 и, контактируя с воздухом, нагревает pro. Нагретый воздух увлажняется с помощью воды иэ крана 19 и поступает в кабину (при закрытом кране 19, в случае необходимости, воздух может не увлажняться). Затем цикл повторяется.
Поскольку в камерах 1 и 6 происходит контактный теплообмен между распыленными жидкостями и газом (воздухом), процесс теплообмена здесь интенсифицируется, что повышает. эффективность работы устройства, Коэффициент полезного действия уст ройства в .результате .этого повышается, что позволяет, наряду с увлажне нием воздуха в зимнее время, создать более комфортные условия в кабине и тем самим улучшить условия труда во дителя.


