Проектор к стенду для измерения углов установки колес автомобиля
1. ПРОЕКТОР К СТЕНДУ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ, содержащий корпус, горизонтальную поворотную ось со средствами соединения с колесом автомобиля, оптическую проекционную систему, состоящую из осветителя, штриховой пластины со шкалой поворота колес и объектива с оптической осью, перпендикулярной поворотной оси корпуса, вертикальную поворотную ось, перпендикулярную оптической оси объI I „ щ II -- I ектива и несущую на внешнем конце вилку дл-я взаимодействия с эталоном направления , а на внутреннем - диск с указателями , размещенными по окружности с интервалом , кратным 22°30, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен маятниками про дольного и поперечного наклонов корпуса с осями качания, соответственно перпендикулярной и параллельной оптической оси проектора, указателями наклона, связанными с маятниками, и шкалами поперечного наклона корпуса, нанесенными на штриховой пластине. 2. Проектор по п. I, отличающийся тем, что, с целью упрощения измерений, шкалы углов продольного н поперечного наклонов оси поворота управляемого колеса (углов наклона шкворня) градуированы с учетом передаточного отношения от этих параметров к углу наклона корпуса.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК з(5!1 G Ol В 5/24.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ПАТЕНТ Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3323068/25-28 (22) 28.07.81 (46) 23.12.83. Бюл. № 47 (?2) М. И. Червинский (53) 531.717(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 370459, кл. G О! В 11/26, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3360914/25-28, кл. G Ol В . 5/24, I 8.05.81. (54) (57) 1. ПРОЕКТОР К СТЕНДУ ДЛЯ
ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ .КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ, содержащий корпус, горизонтальную поворотную ось со средствами соединения с колесом автомобиля, оптическую проекционную систему, состоящую из осветителя, штриховой пластины со шкалой поворота колес и объектива с оптической осью, перпендикулярной поворотной оси корпуса, вертикальную поворотную ось, перпендикулярную оптической оси обь1О 1
ÄÄSUÄÄ 1062509 А ектива и несущую на внешнем конце вилку для взаимодействия с эталоном направления, а на внутреннем — диск с указателями, размещенными по окружности с интервалом, кратным 22 30, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен маятниками про дольного и поперечного наклонов корпуса с осями качания, соответственно перпенди- кулярной и параллельной оптической оси проектора, указателями наклона, связаннымн с маятниками, и шкалами поперечного наклона корпуса, нанесенными на штриховой пластине.
2. Проектор по п. I, отличающийся тем, что, с целью. упрощения измерений, шкалы . углов продольного и поперечного наклонов оси поворота управляемого колеса (углов наклона шкворня) градуированы с учетом передаточного отношения от этих параметров к углу наклона корпуса.
1062509 клона шкворня проектор измерять не позволяет.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей проектора.
Поставленная цель достигается тем, что проектор к стенду для измерения углов установки колес автомобиля, содержащий корпус, поворотную горизонтальную ось со средствами соединения с колесом автомобиля, оптическую проекционную систему, состоящую из осветителя, штриховой пластины со шкалой поворота колес и объектива с оптической осью, перпендикулярной поворотной оси корпуса, вертикальную поворотную ось, перпендикулярную оптической оси объектива и несущую на внешнем конце вилку для взаимодействия с эталоном направления, а на внутреннем — диск с указателями, размещенными по окружности с интервалом кратным 22 30, снабжен маятниками продольного и поперечного наклонов корпуса с осями качания, соответственно перпендикулярной и параллель40
Изобретение относится к гаражному оборудованию, а именно к средствам для измерения углов установки колес автомобиля.
Известны проекторы к стендам для измерения углов установки колес автомобиля, содержащие корпус, горизонтальную поворотную ось для соединения с колесом автомобиля, оптическую проекционную систему, состоящую из осветителя, штриховой пластины с указателем и объектива, оптическая ось которой перпендикулярна,поворотной оси, и комплект экранов со шкалами (11.
Недостатками таких устройств являются ограниченные функциональные возможности громоздкость и недостаточная точность ;свяэанная с ошибками установки проекторов на колесах автомобилей.
Наиболее близким к изобретению является проектор к стенду для измерения углов установки колес автомобиля, содержащий корпус, горизонтальную поворотную 20 ось со средствами соединения с колесом автомобиля, оптическую проекционную систему, состоящую из осветителя, штриховой пластины со шкалой поворота колес и объектива с оптической осью, перпендикулярной поворотной оси корпуса, вертикальную поворотную ось, перпендикулярную оптической оси объектива и несущую на внешнем конце вилку для взаимодействия с эталоном направления, а на внутреннем— диск с указателями, размещенными по ок- 30 ружности с интервалом, кратным 22 30 (2).
Недостаток этого проектора заключается в ограниченных эксплуатационных возможностях, поскольку он позволяет измерять углы установки колес автомобиля только в проекции на горизонтальную плоскость. Углы развала колес и углы на- ной оптической оси проектора, указателями наклона, связанными с маятниками, и шкалами поперечного наклона корпуса, нанесенными на штриховой пластине.
Кроме того, с целью упрощения измерений, шкалы продольного и поперечного наклонов оси поворота управляемого колеса (углов наклона шкворня) градуированы с учетом передаточного отношения от этих параметров к поперечному углу наклона корпуса.
На фиг. 1 представлен проектор, разрез по оптической оси, на фиг. 2 — то же, вид сверху с частичным разрезом.
Проектор содержит корпус 1, скрепленный с горизонтальной поверхностью осью 2 (фиг. 2) со средствами соединения проектора с колесом автомобиля (не показаны), вертикальную поворотную ось 3 с вилкой 4 на внешнем конце и диском 5 на внутреннем, указатели 6, размещенные на периферии диска с интервалом, кратным
22 30 (фиг. 2), оптическую систему, состоящую иэ осветителя 7, конденсора 8, штриховой пластины 9 и объектива 10 в выдвижном тубусе 11, оптическая ось проектора перпендикулярна обеим поворотным осям, маятник 12 продольного наклона с осью 13 качания, перпендикулярной оптической оси проектора, и маятник 14 поперечного наклона с осью 15 качания, параллельной оптической оси проектора. Маятник 12 продольного наклона снабжен указателем 16, а маятник 14 поперечного наклона — указателем 17.
На штриховой пластине нанесены шкалы (не показаны), позволяющие по положению указателя на внешнем экране (не показан) отсчитывать продольный и поперечный наклоны корпуса. Шкалы поперечного наклона корпуса снабжены тремя оцифровками: основная, градуированная непосредственно в углах наклона корпуса, служит для измерения развала колес, а две другие градуированы с учетом передаточных отношений отугла наклона оси поворота управляемого колеса (угла наклона шкворня) .к углу наклона корпуса. Эти передаточные отношения имеют вид:
4 2$М4-для угла продольного наклона шкворня;
1л=4ЙУф-для угла поперечного наклона шкворня, где — угол поворота колеса от среднего положения.
Для с(= 22 30, передаточные отношения принимают значения 1 =- 0,764 и 4= 0,153.
Для юстировки начального положения маятники могут быть снабжены регулируемыми грузами 18.
Проектор работает следуlolllHM образом.
Автомобиль устанавливают на стенд для измерения углов установки колес автомо биля, измеряемое колесо поддочкрачивают
10б250Ч н устанавлпвают на колесный диск проектор. Затем, регулируя положение поворотной оси 2, добиваются того, чтобы ось 2 была параллельна оси вращения колес автомобиля. Затем автомобиль опускаю на горизонтальную площадку, вилку приводят во взаимодействие с эталоном направления, а нзображенне шкал на экра. не фокусируют выдвижным тубусом 11 объектива 10. С помо1цыю указателя 16 маятника 12 продольного наклона размещают горизонтально оптическую ось проектора, устанавливают измеряемое колесо автомобнля параллельно его продольной осн (для чего совмещают указатель б с нулевой отметкой шкалы поворота колес), после чего с помощью указателя 17 маятника 14 поперечного наклона отсчитывают по шкале величину развала колеса. Угол развала второго колеса измеряют аналогично, переставнв проектор на. другую сторону автомобиля (нлн воспользовавшись вторым аналогичным проектором) .
Углы наклона шкворня измеряют следующнм образом.
Подготовительные оп ерацн и вы пол няют так же, как н прн измерении развала колес (рекомендуется выполнять измеренне углов наклона шкворня совместно с измерением развала, что позволяет выполнять подготовительные операции только один раз).
По шкале поперечного наклона шкворня считывают показания Ао, ссютветствующне начальному положению колеса. Рулевым механизмом поворачивают колесо влево
5 на угол 22 30, что отмечают по указателю б
1т- читывают показания А4 по шкале поперечного наклона шкворня н В4 по шкале продольного наклона шкворня. Затем поворачивают колесо вправо, также на угол
22 30 н считывают показания Аа н В2.
10 Угол 8 поперечного наклона шкворня определяют как
6 = А4 + Ар — 2Ас1 а угол Хпродольного наклона шкворня я= B4 — Ва.15
Результаты измерения более точны, если после каждого поворота колеса выполнять установку оптической осн в горизонтальную плоскость с помощью маятника 12 продольного наклона н указателя 17.
Предлагаемый проектор прост в обращения н позволяет одновременно получить все параметры, характеризующие углы установки колес автомобиля, в том числе предельные углы поворота управляемых колес, суммарную величину зазоров в рулевом механизме, а также нзгнб в горизонтальной плоскости балки заднего моста.
Точность измерений не зависит от распо. ложения экранов, в качестве которых может быть использован любой светлый тон (в том числе и стена гаража}.
4ьг 2
Составитель В. Романов
Редактор И. Николайчук Техред И. Верее Корректор В. Гирняк заказ 10202/40 Тираж 602 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП еПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


