Центробежная муфта привода переднего ведущего моста транспортной машины
ЦЕН-ЦРОБЕЖНАЯ МУФТА ПРИВОДА ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТА Т АНСПОРТНОЙ МАШИНЫ, содержащая соосНО расположенные обоймы, связанные с валом коробки передач и приводом переднего моста соответственно, а-также междусобой посредством сопрягаемых фрикционных дисков, поджатых друг к ДРУГУ через центробежные грузики с наклонными поверхностями, установленные с возможностью относительного ; перемещения, и упругие элементы, причем фрикционные диски расположены параллельно направлению вектора относительно перемещения центробежных грузиков, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции , уменьшения Габаритов и снижения металлоемкости, центробежные грузики установлены вершиной скоса и подпружинены к оси вращения.
OcN (u) СОЮЗ СООЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕ(НИХ
РЕСПУБЛИК
ЗСЮ В 60 К 17 34 (21), 3403893/27-11 ,(22) 01.03 .82 (46) 15.11.83. Бюл. 9 42 (72) E.A.Pîìàí÷èê, .Н..В.Богдан, Г.A.Ìîëîø и A.Ì.Pàñîëüêî (71) Белорусский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт (53) 629.:113- 578/587(088.8) (56) .1. Авторское свидетельство СССР
В 882786| кл. В 60 К 17/34,,1980 (прототип). (54)(57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА ПРИВОДА.
ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОЙ
МАШИНЫ, содержащая соосно расположенные обоймы, связанные с валом коР робки передач и приводом переднего. моста соответственно, а также между . собой посредством сопрягаемых фрикционных дисков, поджатых друг. к другу через центробежные грузики с наклонными поверхностями, установленные с воэможностью относительного перемещения, и упругие элементы, причем фрикционные диски расположены параллельно направлению вектора относительно перемещения центробежных груэиков, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и снижения металлоемкости, центробежные грузики установлены вершиной скоса и подпружинены к оси вращения. .3
1054119
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к муфтам привода включения переднего ведущего моста.
Известна центробежная муфта привода переднего ведущего моста транс.— портной машины, содержащая соосно расположенные обоймы, связанные соответственно с валом коробки передач, и приводом переднего моста, а также между собой посредством сопрягаемых 10 фрикционных дисков, поджатых друг к другу через центробежные грузики с наклонными поверхностями, установ-. ленные с возмЬжностью относительного перемещения, и упругие элементы, при- 5 чем фрикционные,диски расположены параллельно направлению вектора относительна перемещения центробежных грузиков (11 .
Недостаток данной муфты заключа-, ется в сложности конструкции, больших20 габаритах и значительной металлоемкости;
Цель изобретения — упрощение конструкции, уменьшение габаритов и снижение металлоемкости. ..
Поставленная цель достигается тем, что в центробежной муфте, содержащей соосно расположенные обоймы, связанные .с валом коробки передач и приводом переднего моста соответственно, 30 а также между собой .посредством сопрягаемых фрикционных дисков, поджатых друг к другу через центробежные грузики с наклонными.поверхностями, установленные с возможностью .35 относительного перемещения, и упру-; гие элементы, причем фрикционные диски расположены параллельно направлению вектора относительного перемещения центробежных грузиков, последние установлены вершиной скоса и.подпружинены к оси вращения.
На фиг. 1 приведена кинематическая .. .схема трансмиссии транспортной маши. ны, на фиг. 2 — конструкция центробежной муфты. - 45
Привод с центробежной муфтой содержит межколесный дифференциал переднего моста 1, связаннйй посредством карданной передачи 2 с валом 3, установленным в корпусе 4.. Последний 50 прикреплен к корпусу коробки передач
5. На валу 3 установлен корпус центробежной муфты.б, выполненный в виде двух обойм, одна иэ которых имеет на наружной цилиндрической поверхности 55 .зубчатый венец 7, зубья которого входят в зацепление с зубьями ведущей шестерни,8 выходного вала 9 коробки передач, а вторая связана с валом 3.
В корпусе центробежной муфты 6 на шлицах установлены ведущие диски
10. @едомые диски 11 установлены на шлицах на валу 3. Ведущие 10 и ведомые 11 диски контактируют с нажимным диском 12, Между корпусом центробежной муфты 6 и нажимным диском 12 установлены четыре центробежных конусных груза 13, вершиной конуса по направлению перпендикулярно оси вала 3. При этом каждый груз 13 подпружинен относительно корпуса муфты б пружинами 14.
Муфта в приводе переднего ведущего моста транспортной машнны работает . следующим образом. . При малых скоростях движения центробежная сила груза 13 мала, по- этому: ведущие 10 и ведомые 11 диски центробежной муфты б передают на вал
3 крутящий момент, соответствующий " усилию сжатия пружин 14. Это происходит за счет воздействия грузов 13 на нажимной диск 12, который сжимает, упомянутые Диски,10 и 11.:
При увеличении скорости движения увеличиваются обороты корпуса муфты
6, а значит увеличивается и центро-. бежная сила грузов 13. Грузы 13 под воздействием центробежной силы преодолевают усилие пружин 14 и перемещаются от вала.3 к корпусу муФты 6, а так как на корпусе муфты б и нажимном диске 12 имеются скосы, то диск
12 получает. возможность,.уменьшить силу сжатия дисков 10 и 11 в результате чего уменьшается величина крутящего момента, передаваемого на вал 3.
Соответствующим подбором усилий пружин 14, масс центробежных грузов
13 и угла конуса нажимного диска 12 и грузов 13 обеспечивается требуемое в эксплуатации изменение крутящего момента и силы тяги передних колес в зависимости от величины .скорости движения транспортной:машины.
При изменении направления движения машины на обратное.не требуется никаких дополнительных переключателей. В этом случае работа предлагаемого устройства осуществляется аналогичным способом, описанном выше.
Таким образом, изобретение позволит упростить конструкцию муфты, снизить металлоемкость на 6-8% и уменьшить габариты на 28%, 1054119
1054119
7 1Ф
Составитель С. Белоусько
Редактор М. Товтин Техред A.Áàáèíåö КорректорА. Тяско
Заказ 9000/18 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4



