Способ уменьшения вибрации сердечника статора турбогенератора в маневренных режимах эксплуатации
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВИБРАЦИИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА В МАНЕВРЕННЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ , включающий контроль температуры стали сердечникаг гшплитуды вибрации, параметров хладагента сисг темы охлаждения и подпрессовку сердечника , отличающийся тем, что, с целью снижения вибрации по всей длине сердечникаг подпрессовку сердечника производят повышением его температуры путем изменения параметров сладагента до прекращения уменьшения амплитуды вибрации , при этом температуру сердечника noBbaucuoT до величины, не превыi шающей максимально-допустимую температуру его изоляции. гл мкм 60 W 20 СП О) ел 4;
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЩЕЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
М59 Н 02 К 15 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ jli
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. И
&юм1
20 еР1 (21) 3366528/24-07 (22) 14.12,81 (46) 30.10.83. Бюл. 9 40 (72) Г.М. Федоренко (71) Институт электродинамики
AH Украинской CCP и Специальное кон. структорско-технологическое бюро при Институте электродинамики
АН Украинской CCP (53) 621 ° 313.04(088.8) (56) 1. Патент США В 4227109, кл. 310-258, 1980.
2. Каминский Л.M., Получанкин В,Т.
Монтаж электрических машин. М., "Энергия", 1977, с., 255-259.
„Л0„„1051654 А (54)(57) СПОСОБ УМЕНЫМЕНИЯ ВНВРАЦИИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА В МАНЕВРЕННЫХ РЕЖИМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ, включающий контроль температуры стали сердечника, амплитуды вибрации, параметров хладагеита системы охлаждения и подпрессовку сер- . дечника, отличающийся тем, что, с целью снижения вибрации по всей длине сердечника, подпрес- совку сердечника производят новышением его температуры путем измене- ния параметров Хладагента до прекращения уменьшения амплитуды вибрации, при этом температуру сердечника повьааают до величины, ие превышающей максимально-допустимую тем .3 пературу его изоляции..
1051654
ВНИИПИ Заказ 8683/54 Тираж 687 Подписное
Филиал ППП "Патент",Г.уиород,ул.Проектная,4
Изобретение относится к методам уменьшения вибрации сердечников ста торов турбогенераторов в маневренных режимах их эксплуатации и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ уменьшения вибра ции сердечника статора электрической машины в процессе эксплуатации, путем установки винтовых или тарелчатых пружин между нажимным фланцем и гайками С1 3.
Недостатком известного способа является то, что прессующее усилие, создаваемое пружинами не передается равномерно по всей длине сердечника, что не позволяет снизить его вибрацию по длине сердечника.
Наиболее близким к предлагаемому является способ уменьшения вибрации сердечника статора турбогенератора s маневренных режимах эксплуатации, включающий контроль температуры стали, сердечника, амплитуды .вибрации, параметров хладоагента системы охлаждения и подпрессовку сердечника 2 ).
Недостатком указанного способа является невозможность обеспечить равномерность прессовки стали по всей длине сердечника и, следовательно, снизить вибрацию по всей длине сердечника.
Цель изобретения - снижение вибрации по всей длине сердечника.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу уменьшения вибрации сердечника статора турбогенератора в маневренных .режимах эксплуатации, включающем контроль температуры стали сердечника, амплитуцы вибрации, параметров хладагента системы охлаждения и подпрессовку сердечника,подпрессовку сердечника производят повышением его температуры путем изменения параметров хладагента до прекращения уменьшения амплитуды вибрации, при этом температуру сердечника повышают до величины, не превышающей максимально-допустимую температуру его изоляции.
На чертеже показана зависимость двойной амплитуды колебаний 2А от с редней температуры перегрева ДО сердечника..
Способ осуществляют следующим образом.
При переменных графиках нагрузки турбогенератора в процессе эксплуатации проводят подпрессовку сердечника статора для уменьшения вибрации сердечника. Подпрессовку проводят путем повышения его температуры за счет изменения параметров хладагента, расхода хладагента, его т давления или температуры. Повышаю емпературу сердечника до тех пор
ышают пока не прекратится уменьшение амплитуды его вибрации, при этом следят чтобы температура сердечни1 т ка не превышала максимально допус0 тимую температуру его изоляции.
Контроль максимальной температуры осуществляют по датчикам температуры, устанавливаемых в зонах максимальных температур, например, 15 для мощных турбогенераторов зонами максимальных температур являются дно паза и коронки зубцов крайних пакетов.
Точки измерений вибраций должны наиболее полно отражать вибрационное состояние сердечника статора.
Опыт испытаний турбогенераторов разного типа и мощности показал ч то Выдвинутым требованиям на серI дечнике статора удовлетворяет среднее значение спинки магнитопровода.
Из чертежа видно, что на турбогенераторе мощностью 200 МВт после пуска его из холодного состояния при наборе активной мощности при изменении перегрева активной стали от .18,5 до 33,5 С происходит резкое снижение уровня вибрации с 80 до 48 мкм. Дальнейшее повы-. шение активной мощности и перегре35 sa сердечника не вызывают существенных изменений вибрации. Аналогичные эксплуатационные виброизмерения, проведенные на других машинах в процессе их пусков показы40 1вают, что характер этих зависимостей идентичный, хотя наблюдаются несущественные количественные отклонения.
Благодаря возможйости регулиро 5 вания температуры сердечника и изменению тепломеханической силы подпрессовки сердечника, можно довольно в широких пределах изменения нагрузки генератора, практически
50 от режима холостого хода до номи нальной нагрузки, и длительности циклической эксплуатации, обеспечить стабильность прессовки активной стали статора, высокую вибрационную ус5S тойчивость
Предлагаемое изобретение позво ляет снизить вибрации сердечника турбогенератора по всей длине сердечника.

