Шариковая предохранительная муфта
1. ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, содержащая подпрухшненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты с совмещенными углублениями на торцах, в которых расположены шарики, и демпфирующее устройство в виде упругого кольца, отличающаяся тем, что,с целью повьшения демпфиру ощей способности, демпфирующее устройство снабжено ролйкаьш, шарнирно установленными на ведомой полумуфте и контактирующими с, упругим кольцом. 2,Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что ведомая полумуфта выполнена с радиальными пазами, а ролики установлены в них с возможностью перемещения, 3,Муфта по ПП.1 и 2, отличающаяся тем, что упругое кольцо i закреплено на ведущей полумуфте, О) 4,Муфта по пп. 1 и 2, о т л и чающаяся тем, что упругое кольцо закреплено на ролике.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 2 А з»5)) F 16 о 7!06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬ)ТИЙ (21) 3467185/25-27 (22) 07.07.82 (46) 30. 10.83. Бюл. Л"- 40 (72) Б. И. Киндрацкий
»71) Львовский ордена Ленина политехнический институт им. Ленинского комсомола (53)621.825.52(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 868170, кл. F 16 D 7/06, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР
М 670753, кл. F 16 0 7/06, 1978 (прототип). (54)(57) 1. ШАРИКОВАЯ 11РЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ИУФТА, содержащая подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты с совмещенными углублениями на торцах, в которых расположены шарики, и демпфирующее устройство в виде упругого кольца, отличающаяся тем, что,с целью повышения демпфнрующей способности, демпфирующее устройство снабжено роликами, шарнирно установленными на ведомой полумуфте и контактирующими с, упругим кольцом.
2. Муфтапо п. 1, о тли ч ающ а я с я тем, что ведомая полумуфта выполнена с радиальными пазами, а ролики установлены в них с возможностью перемещения.
3. 11уфта по пп ° 1 и 2, о т л и ч аю щ а я с я тем, что упругое кольцо закреплено на ведущей палумуфте.
4. Иуфта по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что упругое кольцо закреплено на ролике.
1051342 изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передечи вращения.
Извесгна шариковая предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, 5 взаимодействующие через расположенные между ними шарики, и упругое кольцо flj, Недостатком известной муфты является отсутствие регулировки сжатия упругого кольца. 10
Наиболее близка к предлагаемой шариковая предохранительная муфта, солержащая подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты с совмещенными углублениями на торцах, в ко- 15 торых расположены шарики, и демпфи" рующее устройство в виде упругого кольца j2) .
Однако такое устройство характе- ризуется низкой демпфирующей способ- 20 ностью.
Цель изобретения — повышение демпфирующей способности.
Поставленная цель достигается тем, что в шариковой предохранитель- 25 ной муфте, содержащей подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты с совмещеннымн углубления| ми на торцах, в которых расположены шарики, и демпфирующее устройст- 30 во, выполненное в виде упругого кольца, демпфирующее устройство снабжено роликами, шарнирно установленными на ведомой полумуфте и контактирующими с упругим кольцом. 35
Ведомая полумуфта может быть выполнена с радиальными пазами,а ролики установлены в них с возможностью перемещения.
Упругое кольцо может быть закреп- 40 лено на ведущей полумуфте.
Кроме того, упругое кольцо может быть закреплено на ролике.
I !
3а <риг,l показана муфта, общий вид; на фиг. 2- — разрез А-А на фиг.l;
° 45 па фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; иа фиг. 4 — крепление упругого кольца шипами; на фиг.5 -крепление кольца пальцами; на фиг.. 6 — крепление кольца болтами; на фиг. 7 — упругий
50 ролик, под катый к цилиндрической поверхности ведущей полумуфты.
Муфта содержит фланцевую полумуфту l, на которой с возможностью вращения установлена ведомая фланцевая иолумуфта 2. Ведущая полумуфта l через шарики 3, помещенные в отверстиях 4 ведомой полумуфты 2,и лунки
5 соединена с ведомой полумуфтой 2.
В отверстиях 4 установлены плунжеры
6 и пружины 7, величина деформации которых регулируется гайкой 8 через шайбу 9. Гайка 8 зафиксирована винтами 10, а осевое перемещение ведомой полумуфты 2 относительно ведущей полумуфты 1 — стопорньв3 кольцом 11.
В канавке на внутренней цилиндрической поверхности полумуфты 2 установ- . лено антифрикционное кольцо 12.
Демпфирующее устройство муфты состоит из кольцевого упругого элемента 13, размещенного неподвижна на внешней цилиндрической поверхности ведущей полумуфты 1 и роликов !4,установленных с возможностью вращения на осях 15. Ролики 14 поджаты в радиальном направлении к упругому злементу 13 и соединены с диском lб,прикрепленным неподвижно к ведомой полумуфте 2. Сила прижатия роликов !4 к упругому элементу !3, а следовательно, и демпф рующая способность муфты регулируются путем перемещения осей 35 а радиальных пазах !7, изготовленных в диске 16, винтами 38, установленными в торцовых отверстиях
19, имеющихся в диске 36. Положение осей 15 в пазах 17 фиксируется болтами 20.
Упругий элемент 13 может быть прикреплен к ведущей полумуфте 1 слеДующими способами: привулканизован к цилиндрической поверхности ведущей полумуфты 1 (фиг.3); шипами 21 и 22, имеющимися соответственно на внутренней поверхности упругого эле мента и внешней поверхности ведущей полумуфты 1 (фиг.4); пальцами
23, установленными в отверстия, имеющиеся на торцовых поверхностях полумуфты 1 н упругого элемента 13 (фиг.5), а также болтами 24 и кольцом 25, прикрепленным к ведущей полумуфте (фиг. 6).
Ролики 34 могут быть изготовлены упругими и поджаты непосредственно к внешней цилиндрической поверхности ведущей полумуфты 1 (фиг.7).
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент от ведущей полумуфты 1 через лунки 5 и шарики 3 передается ведомой полумуфте 2 и дальше через шестерню 26 на ведомое звено машины. При перегрузке, т.е. остановке ведомой полумуфты 2, шарики 3 выталкиваются из лунок 5 и передача
1051342 крутящего момента прекращается до следующего попадания шариков в лунки 5.
В период между попаданиями шариков 3 в лунки 5 вследствие ударов возникают относительные колебания полумуфт 1 и 2, что приводит к значительным перегрузкам в звеньях привода. В предлагаемой муфте амплитуда этих колебаний уменьшается за счет рассеяния энергии в упругом элементе 13 вследствие деформации последнего роликами 14 при относительном перемещении полумуфт 1 и 2.
1, Если ролики 14 изготовлены упругими и поджаты непосредственно к цилиндрической поверхности ведущей полумуфты 1 (фиг. 7), то рассеяние энергии происходит в самих роликах.
О целью увеличения демпфирующей способности муфты упругие ролики 14 могут быть прижаты к упругому элементу 13.
Предлагаемая муфта имеет увеличенную демпфирующую способность и в меньшей мере влияет на чувствительность муфт при срабатывании демпфирующего устройства. Это обусловлено тем, что в момент срабатывания
5 муфты при перегрузке относительная скорость движения полумуфт 1 и 2 ничтожно мала и сила сопротивления качению роликов незначительна. С увеличением относительной скорости !
0 движения полумуфт 1 и 2 сила сопротивления качению роликов 14 возрастает пропорционально квадрату этой скорости, что приводит к значительному демпфироваиИю амплитуды коле-, !
5 баний полуму т 1 и 2, а следовательно, уменьшению динамических нагрузок на звенья привоца при пробуксовке муфты.
При точной настройке демифирующего устройства муфта обнаруживает большую демпфирующую способность в период пробуксовки в околорезоианс-! ной зоне. Это приводит к существенному уменьшению ди» 1M!I÷åñêèõ нагрузок в звеньях привода, повышает его долговечность и надежность.
1051342
1051342
) 051342
1051342
/5 уц
Составитель И.Яцунов
Техред Л.Пилипенко Корректор С. Патрушева
Редактор Н.Безродная
Заказ 8642/38 Тираж 925
ВНИИ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подпис но е
Филиал 11! 1!! "1!а тент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4






