Полюсопереключаемая обмотка
ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА содержащая в фазе восемь катушечных групп, номера которых определены в соответствии 24f234S6789 /07f f D)(XXX)CC/)0000 9126 9JO 9J2 с рядом: 8,-7; 81-5; 8j; 8;+2; 8j+ 7; 8i+ 12; 8;+ 14, с соединением конца ()-и катушечной группы с концом
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9! (!!!
3(5!! Н 02 К 17/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABT0PCHOVPK СВИДЕТЕЛЬСТБУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ СССР
00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3302348!24-07 (22) 18.07.81 (46) 07,10.83. limr. У 37 (72) В. Н. Ванурин и В. А. Жилина (71) Азово- Черноморский институт механизации сельского хозяйства (53) 621.313З33,2.045.58(088.8) (56)1, Авторское свидетельство СССР У 517973, кл. Н 02 К 3/28, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР N 629595, кл. Н 02 К 3!28, 1977, (54) (57) ПОЛ10СОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА, содержащая в фазе восемь катушечных групп, номера которых определены в соответствии с рядом: 8; — 7; Si — 5; 8 ; 8;+ 2; 8;+ 5;
8;+ 7; 8;+ 12; 8, + 14, с соединением конца (8, — 7)-й катушечной группы с концом (8-5)."r конца 8 -й с концом (8+2) -й, начала (8;+5)-й с началом (8 + 7)-й, начала (В;112)-й. с началом (8;+14)-й,начала (8, — 5)-й с концом (8;+5)-й, начала (8, +2)-й с концом (8 +12)-й, с выводами от начал (8< — 7)-й и 8, -й катушечных групп, о т л и ч а ю щ а. я с я тем, что, с целью улучшения степени использования габарита и расширения функциональных возможностей двигателя, конец 22-й катушечной группы соединен с началом 17-й, конец
14-й — c началом 9-й, конец 6-й — с началом
1-вой, дополнительные выводы взяты от конца (8, +7)-й, начала (8 — 5)-й и конца (8;+ 12)-й Я катушечных групп, где i = 1, 2, 3. у 1046
Изобретение относится к электротехнике н может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей.
Известна обмотка на 14-!0-8 полюсов, содержащая в фазе двадцать четыре катушечные группы с попеременно встречным и согласным соединением катушечных групп в фазе, номера которых определены в соответствии с рядом:
8, — 7; 8,— 5; 8;; S +2; 8, +5; 8, + 7; 8, +12;
81+ 14, где номер фазы 11). 10
Недостаток указанной обмотки состоит в том, что при включении на 8 полюсов внутри фаз протекают уравнительные токи, что неблагоприятно сказывается на работе двигателя и использовании его габарита. 15
Наиболее близкой к предлагаемой является обмотка на 14 — 10 полюсов, содержащая двадцать четыре катушечные группы с попеременно встречным и согласным включением групп в фазе, номера которых определены в соответст- 20 вии с рядом: Si — 7; 8/ — 5; 8;+ 5; 8 +7; 8,,";
8l+2; 8, + 12; 8 + 14. При 14 полюсах обмотка соединена треугольником, при этом конец 22-й катушечной группы соединен с началом 9-й, конец 6-й катушечной группы соединен с нача- 25 лом 17-й и конец 14-й катушечной группы— с началом I-й, а при 10 полюсах она включается по схеме вдойной звезды (21.
Недостаток известной обмотки заключается в том, что при включении на 10 полюсов внутри фаэ протекают уравнительные токи, что неблагоприятно сказывается на использовании габарита двигателя. Кроме того, она не обеспечивает переключения на 8 полюсов, Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей схемы и улучшение степени использования габарита двигателя.
Указанная цель достигается тем, что конец
22-й катушечной группы соединен с началом
17-й, конец 14-й катушечной группы — с нача40 лом 9-й и конец 6-й катушечной группы — с началом I-й,дополнительные выводы взяты от конца (8<+ 7)-й, начала (8< — 5)-й и конца (8;+ 12)-й катушечных групп, где l = l, 2, 3.
На фиг. 1 представлена развернутая схема обмотки; на фиг. 2 — схема соединения кату4S шечных групп в фазе; на фиг. 3, 5 и 7— распределение сторон катушек фаз и направления в них токов; на фиг. 4, 6 и 8 — кривые намагничивающих сил обмотки.
Обмотка (фиг. 1) содержит .в фазах двадцать четыре катушечные группы: 1 — 24 и пятнадцать выводов: 25 — 39, Конец первой фазы (конец 22-й катушечной группы) соеди861 2 нен с началом третьей фазы (началом 17-й катушечной группы), конец третьей фазы (конец 14-й катушечной группы) соединен с началом второй фазы (началом 9-й катушечной группы) и конец второй фазы (конец
6-й катушечной группы) соединен с началом первой фазы (началом I-й катушечной группы)
Согласно фиг. 2 в каждой фазе катушечные группы соединены так: конец (8; — 7)-й с концом (8; — 5)-й, конец 8 -й с концом (8;+ 2)-й, начало (8;+ 5)-й.с началом (8; +7)-й, начало (8,;+ 12)-й с началом (8;+ 14)-й, начало (8, — 5)-й с концом (8 +15)-й и начало (8; 2)-й с концом (8;+ 12)-й, Если трехфазное напряжение подать на выводы 26, 31 и 36, объединив в фазах вывод
30 с выводом 34, вывод 25 с выводом 29 и вывод 35 с выводом 39, получим 14 полюсов.
Фазы в этом случае включены по схеме треугольника, Фиг. 3 и фиг. 4 подтверждают образование полюсности 2 р — 14.
Если трехфазное напряжение подать на объединенные выводы (30,34); (25,29), {35,39}, получим 10 полюсов. И в этом случае фазы соединены ло схеме треугольника. Фиг. 5 и фиг. 6 подтверждают образование полюсности
2 р — 10.
Если трехфазное напряжение подать на выводы
27, 33 и 38, объединив вывод 27 с выводом 29, вывод 25 с выводом 39, вывод 35 с выводом
34 и объединив выводы 32, 28 и 37, получим
8 полюсов. Фазы соединены здесь по схеме двойной звезды, Фиг. 7 и фиг. 8 подтверждают образование полюсности 2 р — 8. Таким образом, схемы сопряжения фаз получаются -/а /YY.
Обмотка может быть выполнена при различном числе пазов.
Обмотку характеризуют высокие значения обмоточных коэффициентов и высокая степень использования габарита двигателя. Так, для числа пазов на статоре Z<= 24 значения обмоточных коэффициентов T3KoBbl: о8 „4 =- 0,93; Коб
=0,87; К вЂ” 0,73. Отношение индукций в воздушном зазоре В 4 /В,о / В8 =-1/0,8/0,85.
Высокие значения обмоточных коэффициентов, особенно при большем числе полюсов, говорит о высокой степени использования габарита двигателя. Действительно, учитывая, что число витков на фазу Wlp обратно пропорционально значению обмоточного коэффициента, число Wy получается минимальным, а сечение проводников обмотки максимальным, следовательно, максимален ток и мощность двигателя.
104686!
С+3Ь ЯЭЬОЬС+30НЖЬПЬЯЗЬ|ЬЯ®Ю ОЬ
®Ь Ь î ea z®o++ Ь Ь @Ь oz
<Риг 4
ОЬ ®O+ CIOElM+C3kk,ЮЬ 0 ОБ ЮЯ НЬ ЮЬЬ ььеьоояеяяж+зььоьееаоп+щьн
5O cl
1046861
Составитель А. Кецарис
Техред А .Бабинец -.
Корректор В.Гирняк .
Редактор Л. Филь
Тираж 687 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Заказ 7747/53
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 р
®ЬО ФЯ®Bl3k53kk®kSОЯе QkQ4,А
И 04 ® ®6ВОЯЯЫЖЬОЬе е Щ®ЕЕд Щ



